Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).
Древний храм святых Бориса и Глеба на реке Паз вания (48,5x0,6x0,8 см) и застывшие капли меди (1202 г), судя по фото ин терьера, по всей видимости, также относятся к паникадилу (рис. 5:2; 11). В предалтарной части (кв. 101/102) найдены остатки сильно оплавлен ного блюда большого диаметра из медного сплава (8 фр.). Оно имело окру глый край с наружным загибом и было сделано из листа металла толщиной 1 мм. Следует также упомянуть «якорную» цепочку из медного сплава с мелкими звеньями диаметром по 0,6 см, спекшуюся в один комок с расплав ленным стеклом, размерами 3,5x2,4x1 ,8 см и стандартное звено от медной цепи для нагрудного креста восьмерочной формы. Любопытен оплавленный фрагмент края колокола (11,8x7,5x1,4 см, вес 666 г). В современном состоянии он сплавился с инородным натеком метал ла белого цвета (олово?). Нижний пояс не орнаментирован. Вероятно, ко локол как реликвия хранился внутри церкви рядом с иконами. Ожидаемой была находка фрагмента серебряной цаты ,36 подтверждаю щая наличие в убранстве церкви окладов из драгоценных металлов. Фигур ная, с отогнутым бортиком, гравированным растительным орнаментом по всей лицевой стороне и с сохранившейся петлей с колечком на конце. Раз меры - 5,5x2,3x0,4 см (рис. 1:2) Близкие аналогии можно найти среди об разцов новгородских ювелирных изделий последней четверти XVTI в .37 В культурном слое найдены бесформенные слитки меди от расплавив шейся церковной утвари общим весом 7005 г, а также небольшое количе ство фрагментов оловянистого сплава с примесью серебра и небольшим со держанием меди (74 г). Разная цветность капель расплавленных медных предметов говорит об их разных химических составах, т. е. изготовлении в разных мастерских или в различное время. Они оплавлены до неузнаваемо сти и не поддаются интерпретации, но можно утверждать, что на момент пожара в церкви находились только паникадило и светильник. Две одинаковые книжные застежки, скорее всего, от богослужебной книги в кожаном переплете найдены на удалении в 0,7 м друг от друга. Вы полнены из железа, размеры 7,3x2,1x1,7 см. В момент пожара книга была замкнута (рис. 7:4). 36 Цата - нижняя подвеска из серебра на окладе иконы в форме перевернутого полумесяца (иногда с фигурно вырезанным краем), прикрепляемая обычно своими краями к нижним концам венца и прикры вающая в виде ожерелья грудь персонажа на иконах Святой Троицы, Спасителя, Божией Матери, Святи теля Николая Чудотворца. См.: Гольберг Т., Мишуков Ф., Платонова Н., Постникова-Лосева М. Русское золотое и серебряное дело XV-XX веков. М., 1967. С. 116. 37Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода. Художественный металл XVI-XV1I вв. М., 2008. С. 602-611. 197
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz