Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).
Древний храм святых Бориса и Глеба на реке Паз ское событие отразилось в финляндских и норвежских документах, но нам они неизвестны. Посвящение церкви святым страстотерпцам Борису и Глебу не было случайным. В Великом Новгороде почитание первых русских святых с XIII-XV вв. приобретает ярко выраженный «военный» характер. В новго родской традиции небесный патронат в воинском деле обязательно осу ществлялся «пособием Бога и Святая Софья и Святою мученик Бориса и Глеба » .21 Культ их был популярен в семье царя Ивана IV во второй полови не XVI в. Также известно, что св. князь-мученик Борис - это небесный па трон царя Бориса Годунова .22 Есть основания видеть взаимосвязь между встречей прп. Трифона с Иваном Грозным в Москве ,23 последовавшим по лучением огромных государственных льгот для пограничного монастыря и постройкой на «двоеданных лопских землях» Мурмана Православной церкви свв. Бориса и Глеба на реке Паз, а гораздо позднее также и часовни св. Георгия в Нейден на территории проживания саамов Нявдемского сиййта .24 Археологические работы 2010 г. Церковь находится в 5 км от моря, вверх по течению реки Паз (Патсойо- ки), на левом коренном берегу, на слабо выступающем в сторону реки мысу. Расстояние до ГЭС (бывший порог Кевнисс - 9,8 м падения) - 2 км к югу В 0,8 км к юго-востоку от церкви, на правом берегу реки, располагается современный поселок Борисоглебский, построенный вместе с плотиной ГЭС в 1961-1964 гг. Холм вытянут с запада на восток. Его склоны плавно понижаются к северу и более круто - к югу и востоку. Площадка возвы шается над долиной реки на 5 м. Ширина всхолмления в месте нахожде ния памятника около 6 -7 м. Береговая линия с течением времени не оста 21 Янин В. Л. Церковь Бориса и Глеба в Новгородском детинце: (О новгородском источнике «Жития Александра Невского») / / Культура средневековой Руси. Л., 1974. С. 92. Хорошев А. С. Софийский па тронат по Новгородской Первой летописи / / Новгород и Новгородская земля. История и археология. Вып. 11. В. Новгород, 1997. С. 207. 22 Спирин Л. М. Святые князья Борис и Глеб на произведениях золотого и серебряного дела XVI- XVII вв. из собрания Сергиево-Посадского музея-заповедника / / Культура славян и Русь. М., 1998. С. 436, 439. 2:1Памятники книжной старины Русского Севера: коллекции рукописей XV-XX веков в государ ственных хранилищах Республики Карелия. СПб., 2010. С. 443-444. 24 В документах XVII в. при описании пограничных земель часовня св. Георгия в Нейдене не упоми нается. Поэтому к утверждению, что она современна церкви св. Бориса и Глеба, можно отнестись критич но. См.: Кучинский М. Г. Саами Кольского уезда... С. 100; Жуков А. Ю. Саами в XIII-XVII вв. ... С. 304. 187
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz