Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).

Шахнович МаркМихайлович мер, в «Книге Большого Чертежу» (1627 г .),15 росписях 16 и в дипломати­ ческой переписке, связанной с разрешением территориальных споров в районе Мурмана .17 Летнее саамское поселение в этом очень удобном месте возникло гораздо раньше постройки церкви. По данным М.Г. Кучинского, Пааччйок-сиййт упоминается в актовых документах с 1517 г .18 Зимний погост пазрецких саами-колтта находился в 40 верстах вверх по реке Паз. Не вызывает сомнений тезис, что легендарная церковь действительно была возведена при «строителе Трифоне» во второй половине XVI в. При неоспоримо солидном возрасте храма мы не можем с полной уверенностью говорить о принятом в отечественной историографии 1565 г. как об истин­ ной дате его постройки. Пока это утверждение основывается на одном из доводов российской стороны при разграничении российско-норвежской границы в первой четверти XIX в. Есть информация, что в церкви хранился деревянный памятный крест с надписью, указывающей на точное время его сооружения (4 июля 1565 г .).19 Поэтому гипотетически церковь могла быть освящена и ранее установки креста. Неясна и дата пожара, уничтожившего церковь. По устным сообщениям называется и 1944 г., и период 1939-1940 гг., т. е. гибель храма связывается со временем военных действий в этом районе .20 Несомненно, это трагиче­ 15 «А на устье с левые стороны реки Паза от моря 20 верст церковь Бориса и Глеба». См.: Книга Большому Чертежу. М.-Л., 1950. С. 148. 16 «А на тое Паз-реки стоит храм святых страстотерпец Бориса и Глеба, Печенгского монастыря по- ставление строителя Трифона, а лопарей в том погосте 10 человек русские веры». См.: Роспись лопар­ ским погостам 1623-1624 гг. / / Сборник материалов по истории Кольского п-ва в XVI-XVII вв. Материа­ лы Комиссии экспедиционных исследований. Серия Северная. Вып. 28. Л., 1930. С. 58. 17 «А толко сыскивать того, как было исстари, лет за триста и болши, ино и город ваш Варгав, кото­ рой поставили отца вашего, Фредерика короля, люди, поставлен на нашей царского величества земле, по­ тому что за Печенским монастырем верст со сто и болши на Паз-реке, меж Печенского монастыря и Вар- гава, стоит и ныне церковь во имя святых мученик Бориса и Глеба, поставленье руских людей, а не немец­ кое, и потому знатно, что и то место, где поставлен Варгав, исстари была наша земля... ». См.: Царская грамота к датскому королю Христиану IV (22 января 1622 г.) / / Русские акты Копенгагенского государ­ ственного архива, извлеченные Ю. Н. Щербачевым. Т. 16. СПб., 1897. С. 568. 1S Кучинский М. Г. Саами Кольского уезда... С. 54. 19 «Кольский мещанин Шабунин, занимающийся в местах, обитаемых лопарями Пазрецкими и Няв- демскими, рыбными промыслами, объявил, что на имеющемся в оной церкви кресте значится надпись, с которой имеемый список представил, а в оной значится: “крест сей сооружен у церкви той в лето 7073 (1565) месяца июля 4 дня, на память. А святил церковь сию игумен Иларион при начальнике Трифоне”. Следовательно, 258 годов прошло, как церковь сия тут построена. Также имеется в оной антиминс, озна­ чающий год 7141 (1633)». Цит. по: Чулков Н. О. К истории разграничения России с Норвегией / / Рус­ ский архив. 1901. Кн. 1. С. 151. 20 Мацак В. А. Печенга. Опыт краеведческой энциклопедии. Мурманск, 2005. С. 494. 186

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz