Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).
Древний храм святых Бориса и Глеба на реке Паз «официальных» описания церкви свв. Бориса и Глеба на реке Паз в до ступных источниках XVII в. По писцовой книге Алая Михалкова (1608 - 1611 гг.), около церкви в двух кельях жили «старцы Печенского монасты ря» , занимавшиеся сезонным промыслом семги «заборами и неводами и гарвами» и летней рыбной ловлей на внутренних озерах. Из хозяйствен ных монастырских построек на реке Паз упоминаются «амбар с погребом да сарай да поварня». Рядом располагался небольшой летний погост «па- зеретцкихлопарей» (1608-1611 гг. - три вежи, восемь мужчин), которые находились здесь с марта по сентябрь и также вели путинную добычу на семужных тонях.вВ отчете о миссионерской поездке в 1682 г. по ло парским погостам соборного священника Кольского острога Алексея Симонова сообщается, что, несмотря на отсутствие священника и бедственное положение с исполнением Православных обрядов, при хожанами церкви на реке Паз считали себя саами-колтта Нотозерско- го, Сонгельского, Пазрецкого и Нявдемского погостов.14 Встречаются краткие упоминания о церкви и в других российских документах. Напри 13 «Д а на усть Пазы реки церковь страстотерпцев Христовых Бориса и Глеба древяная клетски стоит беспения, вцеркве образы и книги и ризы монастырское строение. Да у церквы ж монастырских две кельи да амбар с погребом да сарай да поварня. Да за монастырем же уго дья луки промеж пазрецкими лопари. ( ...) В техже купчих написано стех участков и сосмые долилука старцем Печенского монастыря дани и подвод и никоторого тягла промеж пазеретцкихлопарей не платити. (...) И всего за Печенскими старцы в Пазретцких угодьях промеж лопари полтора лука. А по тем луком Печенские старцы промышляют промеж пазрецких лопарей вреках и на тонях рыбною ловлею красные рыбы семги и летним местом по речкам и по озеркам ловят белую рыбу да на лесу зверя бьют и птицу ловят. (...) А угодья луковые же, а не оброчные печенских же старцев и пазретцких лопарей. Река Паз, а вней ловят красную рыбу семгу забором. Да на губе Пазретцкой едучи и с Паз реки по правой сто роне тоня отворотная, тоня под пахтою, речка Ровденга да на той же реке вкути тоня Валлекоп, а ведают печенские старцы те угодья с пазретцкими лопари сами по старине то у них недельно. А межа тому Паз- ретцкому угодью снявидемскими лопари Маселга да по речку Новуш и по морской берег... ». См.: Хару- зин Н. Русские лопари (очерки прошлого и современного быта) / / Труды Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Т. LXVI. Труды Этнографического отдела. Т.Х.М., 1890. С. 440-441. 14 «... Крещены де мы из давных лет, а Православныя хр(и)стиянския веры и ц(е)рковных тайн и проповеди с(вя)таго Еванг(е)лия не знаем. А ц(е)рковь у нас осв(е)щенная есть во имя с(вя)тых страсто терпцев Бориса и Глеба осв(е)щена в лета ц(а)ря и великого кн(я)зя Ивана Васильевича всеа Русии по благословению архиеп(и)ск(о)па Пимина Великаго Новаграда. А св(я)щенника у тое ц(е)ркве нет, пото му что у нас место безхлебное хлеб у нас не родитца и купит(ь) негде и св(я)щенником у нас питатца не чем. А нам кроме св(я)щенника жить в таком порубежном месте велми скучно, потому что с ыноземцами промышляем смежно, и вместе пьем и ядим и [со] своими женами-родилницами також год пьем и ядим. И от таковыя нужды нам невозможно во ц(е)рковь с(вя)тую входит(ь) и с(вя)тых икон целовать, ни свещь, ни кажения приносит(ь). И друг со другом сходитца и самим мерско. А тварем приношения ника- кова не даим. А кровь и удавленину ядят же». См.: Жуков А. Ю. Саами в XIII—XVII вв. / / Антропологиче ский форум. № 1. СПб., 2004. С. 302-304. 185
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz