Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).

Шахнович МаркМихайлович ках постсредневековой археологии работал Б. Ульсен .9 Удаленные от цен­ тральных районов России мурманские морские зверобойные и рыбные промыслы были частью сложившейся европейской экономики. Мы пока не имеем сведений о существовании в XVI в. «московитских» круглогодичных поселений на мурманском берегу. Единственные исключения - это Кола, состоявшая их нескольких домов, и Печенгский монастырь. Новые археоло­ гические работы на реке Паз позволяют увеличить информативную науч­ ную базу по малоизвестной «поздней» материальной культуре саамских и «московитских» общин на Русском Мурмане. В данной работе мы даем краткую историографическую справку о «древней» церкви свв. Бори­ са и Глеба и описание ее раскопок в 2010 г. Исторические сведенияНа протяжении XV-XVIII вв. территория между Норвегией и Россией (приморское окончание западного Мурмана и вос­ точного Финнмаркена) была не разграниченным участком, получившим, по датским юридическим документам, в исторической литературе название «общих округов». К ним относились три приморских района по рекам Нейден (Нявдем), Пасвиг (Пазрек) и Пейсен (Печенга) с сиййтами трех групп восточных саамов-скольтов .10 Существовавшие на этих землях с XVI в. физические символы Православия - мужской монастырь на реке Печенга 11 и церковь свв. Бориса и Глеба на берегу реке Паз - всегда являлись для рус­ ской дипломатии очевидными аргументами в вопросе о принадлежности этой территории к России .12 Второе обстоятельство, стимулирующее повы­ шенный интерес к этой небольшой Православной, сначала монастырской (до 1764 г.), а затем приходской церкви на арктическом побережье Русской Лапландии, заключалось в том, что ее строительство пришлось на период активной миссионерской деятельности здесь прп. Трифона - создателя са­ мого северного Православного мужского Печенгского монастыря. Информация о начальном этапе истории церкви основывается на край­ не скудных житийных и легендарных сведениях. Известны также два 9 Olsen В. Culture-historical surveis in the Pasvik Siida, Norway and Russia, august 1999. Warangerbottn, 2000 . 10Сиййт - это устойчивое родственное объединение саами, занимающее определенную территорию и рассматриваемое государством как податный коллектив. См.: Кучинский М.Г. Саами Кольского уезда в XVI-XVIII вв. Модель социальной структуры. Каутокеино, 2008. С. 183. 1 Печенгский монастырь основан в 1533 г. См.: Митрофан (Баданин), иг. Преподобный Трифон Пе­ ченгский. Исторические материалы к написанию жития. СПб., 2009. С. 103. 12 «Датская граница» по реке Паз была предварительно установлена в 1573 г. и окончательно закре­ плена в 1826 г. по договору России с Норвегией при разграничении лопарских погостов. 184

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz