Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).
Шахнович МаркМихайлович под руководством Н. Н. Гуриной. В 60 км к югу от п. Борисоглебский в ходе краткой разведки в 1965 г. на правом берегу реки Патсойоки, в зоне затопле ния строящейся ГЭС (в районе п. Раякоски и в устье реки Корнетийоки), археологи открыли четыре сильно разрушенные стоянки каменного века и на одной из них провели предварительные раскопки. В 1973 и 1974 гг. в окрестностях г. Никель на берегу озера Куэтсявр в устьях рек Шуониъеки и Колосъеки и на озере Каменном экспедицией Н. Н. Гуриной было найдено десять стоянок каменного века .1 Памятники предварительно датировались периодом финального мезолита (VI-V тыс. до н. э .).2 Окрестности п. Бори соглебский были «зоной археологической пустоты». В 2010 г. объектом исследования Северокарельской археологической экспедиции Карельского государственного краеведческого музея в Печенг- ском районе Мурманской области стала легендарная Православная церковь свв. Бориса и Глеба (XVI в.) на реке Паз (Патсойоки). Ранее памятник не был предметом специального исторического изучения, никогда не подвер гался археологическому обследованию и поэтому до последнего време ни оставался малоизвестным науке. В 2009 г. по инициативе игумена Трифоново-Печенгского мужского монастыря Даниила (Топоева) было осмотрено предполагаемое место церкви для определения перспективности его археологического изучения. По фотографиям начала XX в. (рис. I ) 3 и хорошо заметному на поверхности углистому слою пожара его удалось локализовать на поросшем березовым криволесьем возвышении к 20 м юго-востоку от сохранившегося «нового» храма свв. Бориса и Глеба .4 Были определены цели археологических изы сканий 2010 г.: установить точное местонахождение «старой» церкви 1 Гурина Н. Н., Шумкин В. Я. Кольская экспедиция / / АО-1973. М., 1974. С. 10; Гурина Н. Н. Исто рия культуры древнего населения Кольского полуострова. СПб., 1997. С. 28-29. 2 Гурина Н. Н. Новые исследования в северо-западной части Кольского полуострова / / КСИА. Вып. 126. М., 1971. С. 94-95; Гурина Н. Н. История культуры древнего населения... С. 10. 3Все рисунки помещены в конце статьи на стр. 212-215 4 « ...Основание церкви было положено 6 июля 1872 г. в присутствии архангельского губернатора Н. П. Игнатьева. (...) Освящение церкви было совершено 25 авг. 1874 г. настоятелем кафедрального со бора протоиереем о. Иннокентием Поповым, с какого числа и открыт Пазрецкий приход, с особым при чтом, из Пазрецкого и Нявдемского лопарских погостов. С внешней стороны эта церковь имеет вид кре ста и стоит на каменном фундаменте. Крыша железная, окрашенная медянкой; такие же кресты на главах, окрашенные кроном. В одной связи с церковью стоит колокольня, обшитая тесом; здание же храма обши то тесом как с наружной, так и с внутренней стороны; стены храма при устройстве его внутри окрашены белилами, а снаружи светло-коричневой краской и после того были дважды перекрашиваемы» (см.: Крат кое историческое описание приходов и церквей Архангельской Епархии / / Архангельский Епархиаль ный церковно-археологический комитет. Вып. 3. Уезды: Онежский, Кемский и Кольский. Архангельск, 1896. С. 221-222. 182
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz