Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).
К вопросу о втором обретении мощей св. Варлаама Керетского в 1857 году освящен в с. Кереть в 1773 г. Его построили на высоком берегу реки вместо сгоревших в 1769 г. двух церквей (зимней и летней) и часовни, где находи лась рака с мощами прп. Варлаама. По сведениям игумена Митрофана (Ба- данина), посвятившего отдельную книгу жизни и подвигам святого, «рака с мощами была (к сожалению) помещена на втором этаже, традиционно у ле вого клироса ».2 Согласно архивным документам, пожар в Керети случился 26 мая 1857 г. и продолжался несколько часов. Деревянный приходской храм был полно стью уничтожен бушевавшим огнем. Прихожане не успели вынести из него главную приходскую святыню - раку с мощами прп. Варлаама. Спустя три дня, «когда сделалось возможным находиться на месте сгоревшей церкви», священник керетского прихода Федор Ануфриев «по обязанности своей пришел к церковному месту посмотреть в том намерении, что не скажется ли нужным убрать что-либо, могущего остаться от пожара ».3 Читаем далее нескладные строки официального документа: «Когда он (священник Фе дор Ануфриев. - Ю. К.) подошел к тому месту, где находилась куча лежащего камня и которое было то самое место, над которым находились святые мощи преподобного, то некоторые из крестьян, тут находившиеся, коих он в на стоящее время не упомнит, объявили ему и указали, что вот тут в камнях лежат обгоревшие кости, и кое не иные какие-либо, как останки мощей угод ника, а потому не можно ли их собрать; посему он тотчас же при народе осмотрел все это место и сообразил, что не могли находиться на поверхно сти груды упомянутых камней какие-либо другие кости и пришел к тому за ключению, что находившиеся тут кости были действительно останки угод ника Варлаама ».4 Керетский священник вместе с дьячком Григорием Гурьевым, «перво начально отслужив молебен преподобному близ самого этого места, при значительном стечении народа с подобающей честью как святыню собрал все, сколько было найдено, и, уложив в особенный ящик, отнес первоначаль но в то помещение (амбар, построенный в 1855 г. для хранения «церковно го имущества от неприятеля». - Ю. К.), где бытш собраны оставшиеся свя тые иконы от пожара, а потом перенес во вновь устроенную часовню ».5 2 Митрофан (Баданин), иг. Преподобный Варлаам Керетский: исторические материалы для написа ния жития. СПб., 2007. С. 223. 3РГИА. Ф. 796. Оп. 139. Д. 1074. Л. 10-13. 4Там же. Л. 1-6, 10-13. 5Там же. Л. 1-6. 177
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz