Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).

Кахла Элина Отряд Красной Гвардии в Гельсингфорсе. Фото начала XX века. ФПЦ не имеет официально канонизированных новомучеников, т. е. именно Православных христиан, пострадавших за веру на своей земле. Од­ нако некоторые финские Православные христиане почитаются неофици­ ально. Таким примером является Православный школьный учитель Йохан- нес Кархапяя, расстрелянный белофиннами20во время Гражданской войны 1918 г.21Как известно, в Финляндии большинство (примерно 80 %) жителей лютеране, а в лютеранстве нет культа святых. То, что большинство соотече­ ственников не почитают религиозных святых, в какой-то степени, конечно же, отражается и на финских Православных. Подвижники и мученики, тем не менее, есть и в Финляндии, и по Право­ славным критериям и канонам, несомненно, их можно было бы считать свя- 20Финскими белыми называли также тех, кто в ходе Гражданской войны в Финляндии противостоял ив итоге победил восставших против них в январе 1918 г. финских красных (фин. punaiset, punikki), пред­ ставлявших коммунистов, рабочее движение и близкие к ним течения социалистической направленности. 21 «Кархапя состоял членом Карельского братства, так называлось миссионерское общество, дей­ ствующее в Финляндии, во главе которого стояли русские, в том числе епископ Киприан. Оно сопернича­ ло с фенно-фильским обществом “ПСХВ” (Братство свв. Сергия и Германа). Кархапя основал в том числе школу в Тууповаара и построил в Сонкаянранта храм в честь св. Анны Пророчицы. Кархапя погиб муче­ нической смертью во время Гражданской войны. Белые расстреляли его за содействие русским. Кархапя не был социалистом и не имел контактов с красными, но был за царскую власть. Русскость для нашей церк­ ви всегда была сложным вопросом. В ФПЦ до сих пор во власти стоят фенноманские карелы. Их раньше презрительно называли "ryssci" из-за их Православной веры, они же, наоборот, всегда хотели доказать, что карелы тоже являются финнами. Сегодня наша Церковь потихоньку становится все-финской Церковью, поскольку ее членами сегодня становятся большое количество представителей других этносов, и вовсе не одних карелов. Похоже, что отношение к русским и русскости тоже со временем становится более ней­ тральным. Думается, что в какой-нибудь другой поместной Церкви Иоханнес Кархапя давно уже был бы прославлен в лике святых» (h ttp://keskustelu.suomi24.fi/node/5590933, перевод с финского. - Э. К.). 162

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz