Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).
Значение Севера в понимании духовности и святости Курбского, который сам был противником московской власти и к тому вре мени уже бежал из Москвы. Соловецкий Отечник Корпела считает поздним сборником, редакцией второй половины XIX в. Игумен Досифей, например, в своем сборнике 1840 г. вовсе не упомина ет Феодорита. Корпела предполагает, что культ Феодорита был создан ро мантическими историками XIX в. для создания национального единства и укоренения власти в местных краях. Агиография Феодорита во многом со впадает с агиографией свт. Стефана Пермского.18 В финском церковном календаре имя Феодорита впервые упоминается отдельно лишь в 1985 г. Согласно взгляду Корпела, установление дня памяти было связано с надеждой достичь статуса автокефалии и с личными интереса ми создателя календаря, отца Эркки Пииройнена. Можно также предполо жить, что в 70-80-е гг. интенсивный диалог между РПЦ и финскими Церквя ми, как лютеранской, так и Православной, не мог не влиять на эти процессы. Подводя итоги, Корпела считает, что, в первую очередь, Феодорит был официальным посланником княжеской власти на Севере и наверняка одним из наиболее влиятельных заволжских старцев. Однако историк считает, что облик Феодорита как миссионера и создателя монастырей сильно преувели чен и романтизирован. Во всяком случае, саамскую письменность он соз дать не мог.19 Значение Севера и его подвижников для возрождения духовности современного человека Обдумывая значение и ценность Севера и его святых для верующего че ловека, в том числе Православного финна, хочется сказать следующее: мы должны быть готовыми принимать разницу между идеальным, стереотипным описанием подвигов святых и реальностью их сферы и действий в свете исто риографии (это проблема раздельности религии и науки). Думая о сегодняш нем дне, подвижничество и святость наверняка можно и нужно восприни мать одновременно как понятия временного, территориального и местного значения, но не ограничиваться этими критериями. Важнее, нам кажется, ис кать примеры, которые не исчерпываются временем и пространством, а мо гут служить примерами для подражания на более глобальном уровне. 18 Korpela j. Feodorit (Theodorit) Kol’skii: Missionary and Princely Agent... S. 224. 19Там же, 224-225. 161
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz