Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).

Кахла Элина трополитом Макарием. Он пробыл в заточении [в Кирилло-Белозерском монастыре. - Ред.], но быстро был отправлен в дипломатическую миссию, целью которой был достижение для Ивана IV звания «императора». После миссии в Константинополь Феодорит дважды ездил в Лапландию. По Со­ ловецкому Отечнику, Феодорит скончался 17 августа 1571 г. 3) Оценивая деятельность Феодорита, Корпела подчеркивает, что в XIX в. историки, как правило, приукрашали деяния своих национальных героев, создавая тем самым чувство национального единства, чего в средневековье на самом деле еще не было.14 4) Сведения о количестве крещения саамов Корпела считает преувели­ ченными, так как христианство в Лапландии было принято в подлинном смысле только в XX в.15 5) Вплоть до XX в. у саамов не было письменности, что неверно отраже­ но в агиографических источниках.16 6 ) По мнению историка, поездки Феодорита в Лапландию были корот­ кими, одна поездка не длилась больше двух лет. Суммарно он пробыл в Ла­ пландии не более 7-8 лет. В историографическом свете преподобный Феодорит прежде всего вы­ полнял план завоевания (колонизации) северных территорий. План был обдуман и начат архиепископом Макарием в 1526 году, и его преемник Фео­ досий продолжил его исполнение. Корпела подчеркивает, что в средневеко­ вье личные связи были намного более важны, чем в сегодняшнем обществе. Однозначно, Феодорит не мог бы путешествовать и крестить саамов без по­ ручения и покровительства московских властей. 7) Корпела не считает сведения о канонизации Феодорита убедительными.17 Он пишет, что сведения основаны на рассказе Андрея 14Уточнение: житие св. Феодорита написано лишь в XXI в., до этого житием считался текст, написан­ ный современником святого А. Курбским в XVI в.: «О преподобном Феодорите, священномученике». - Ред. 15Уточнение: христианство среди российских саамов в XX в. было полностью искоренено вместе с физическим уничтожением его носителей. Что касается XVI в., то в 1556 г., по словам путешественника шкипера (master) Р. Джонсона, «лопари малого роста, одеваются в оленьи шкуры и не едят хлеба, а толь­ ко сырое мясо. Русский царь (emperour) недавно установил над многими из них свою власть, и они под­ чинены ему. Народ этот говорит, что он верит в русского Бога» (Английские путешественники в Москов­ ском государстве в XVI веке. М. Соцэкгиз. 1937). - Ред. 16Уточнение: сведения о попытках создать письменность взяты не из агиграфических материалов, а из сообщения голландского дипломата XVI в. Симона ван Салингена «О земле Лопи». - Ред. 17Уточнение: в РПЦ Феодорит не был прославлен в лике святых вплоть до 2003 г., когда был включен в Собор Кольских святых с титлом «преподобный». - Ред. 160

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz