Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).

Значение Севера в понимании духовности и святости жающую территорию и обеспечивали легитимацию российской власти. Од­ нако светская деятельность не была четко отделена от религиозной миссии, так как обе миссии строго контролировались великим князем и его аппара­ том. Великий князь использовал церковных миссионеров в укреплении сво­ ей власти на новых землях11. Во времена Трифона и Феодорита экономическое значение Белого моря и рек Кольского полуострова сильно возросло. Во второй половине XVI века московская торговля с западом через Северный Ледовитый океан целиком перешла в руки голландских и английских торговцев. В тот же период укре­ пилось территориальное государство - Московское царство как тип вла­ ствования. Периферийные земли были постепенно присоединены к Мо­ сковскому государству. Однако влияние монастырей и христианской культу­ ры достаточно медленно доходило до далеких, «пустынных» краев Севера. В своей обширной научной статье о прп. Феодорите (2010) Корпела опровергает целый ряд агиографических топосов и неточностей.12 Как на наиболее авторитетный источник он ссылается на описание святого, опубли­ кованное князем Андреем Курбским в «Истории о великом князе Москов­ ском». Так как Феодорит был духовным отцом Курбского, это значит, что они оба лично знали друг друга и оба в то время занимали весьма высокие места в обществе. Корпела считает, что, называя Феодорита эпитетом «священному- ченик», Курбский выявляет свое крайне критическое отношение к властвова­ нию Ивана IV, жестокости и террор которого он, как известно, активно об­ личает, систематически демонстрируя эту позицию в своих трудах. 1) По мнению историка, Феодорит родился не ранее 1490-х гг., аргумен­ тируя это тем, что Феодорит был активен еще в 1560-е гг. - что, на его взгляд, было бы невмоготу 80-летнему старику. 2) Далее, он считает, что Феодорит был рукоположен в сан диакона не ранее 1526 г., когда Макарий был назначен архиепископом.13Феодорит был освобожден от должности игумена [Спасо-Ефимиевого монастыря. - Ред.] (1554-1556) в связи с тем, что епископ Афанасий Палецкий обвинил его в ереси. Однако Феодорит продолжал переписку со своими духовными чада­ ми, которые хлопотали о его освобождении и снятии обвинений перед ми­ 1 Korpela, 2005, 70-71. 12 Korpela J. Feodorit (Theodorit) Kol’skii: Missionary and Princely Agent / / Religion und Integration im Moskauer Russland: Konzepte und Praktiken, Potentiale und Grenzen im 14.-17. Jahrhundert. Herausgegeben von Ludwig Steindorf. Wiesbaden: Harrassowitz, 2010. S. 201-226. 13Там же, s. 202. 159

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz