Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).
Кахла Элина правило, постоянные оседлые жители; кочевых саа мов в казенные списки не заносили. Второй аргумент Корпелы состоит в том, что разница между христианином и некрещеным была в средневековье совсем неясной.7 Средневековое общество состояло из разных слоев: в городе цари ли христианская религия, язык и культура, вне го рода царил «иной мир», вплоть до XX века, - это было «двоеверие». Процесс христианизации про двигался медленно и постепенно, а не моменталь но, как это обычно описывается в церковных жити ях. Подобная двоякость нередко встречается и в истолковании деятельности подвижников. Приве ду следующие конкретные примеры по деятельно сти прп. Феодорита. По агиографическим данным, прп. Феодорит считается просветителем Лапландии. Он жил и подвизался в том числе и в Соловецком монастыре, и его рукоположил в сан священника сам Макарий, архиепископ Новгорода. В историографии Феодорит упоминается как ди пломат, посланник, получивший поручения от царя Ивана Грозного, и как глава делегации в Константинополь, а также как духовник святителя Мака рия и видного государственного деятеля князя Андрея Курбского.8По этим светским данным, Феодорит помогал прп. Трифону в его миссионерской ра боте. Тот факт, что прп. Трифон служил одетым в царскую одежду9 и осно вал на норвежской границе храм в честь свв. Бориса и Глеба,10 считается историками прямым свидетельством о наличии его политической и дипло матической миссии. Пребывание Феодорита в далеких от центра краях имело не только ду ховное, но и светское значение, так как монастыри контролировали окру 7Там же, s. 66. 8Основным историческим документом является текст произведения князя Андрея Курбского «О преподобном Феодорите, священномученике», входящий в «Историю о великом князе Московском» (Сочинения князя Курбскаго. Том первый: Сочинения оригинальныя / / Русская историческая библиоте ка. Т. 31. СПб., 1914). 9Уточнение: прп. Трифон не служил одетым в царские одежды, поскольку не был священником. - Ред. 10Уточнение: церковь Бориса и Глеба в 1563 году не находилась на границе, поскольку все восточное побережье Варангер-фьорда принадлежало России вплоть до 1826 года. - Ред. Юкка Яри Корпела - доктор исторических наук, директор института географических и исторических наук, дьякон, заместитель ректора университета г. Турку, Финляндия. 158
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz