Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).

Значение Севера в понимании духовности и святости Красная Армия входит на территорию Финляндии. Декабрь 1939 года. Не секрет, что к Православным финским подданным относились с недо­ верием вплоть до 1970-х гг., что не могло не отражаться на членстве в ФПЦ. Таким образом, Православные сколт-саамы оказались в двойном меньшин­ стве и пребывали в репрессированном положении. Истолкование жизнеописания прп. Феодорита Кольского на основе критического анализа В Финляндии почитание прп. Феодорита Кольского не имеет значитель­ ной традиции. Его упоминают вместе с карельскими просветителями, а его жизнеописание входит в труд священника Эркки Пииройнена о святых под­ вижниках Карелии.4Первое издание данного сборника было в 1947 г., вто­ рое - в 1979 г. Наиболее тщательно из критической научной перспективы жизнеописа­ ние прп. Феодорита рассмотрено историком-медиевистом Ю. Корпелой, крупнейшим специалистом по средневековой истории Православия в Каре­ лии и Финляндии.5Его работа подчеркивает различия в сведениях агиогра­ фических источников и результатов современных - в том числе палеоэколо­ гических - исследований. В частности, Корпела подчеркивает, что колониза­ ция Карелии - это спорное понятие, связанное, в первую очередь, с укоре­ нении княжеской власти. «Пустынные» места стали «жилыми» на бумаге в тот момент, когда их жители стали платить налоги.6Платили налоги, как 4 Piiroinen E.Karjalan pyhat kilvoittelijat, Autuas Teodorit lappalaisten valistaja. 1979. S. 71-72. 5К сожалению,, проф. Ю. Корпела не имел возможности ознакомиться с трудами комиссии по кано­ низации святыхМурманской Епархии, посвященными жизнедеятельности прп. Феодорита, и потому ряд его высказываний идет вразрез с данными последних исследований. 6Korpela J. Solovetskin luostari ja Venajan Pohjois-Karjalan varhainen ortodoksisuus. 2005. S. 50, 65. 157

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz