Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).

Значение Севера в понимании духовности и святости манландии и территории вепсов. Наиболее почи­ таемыми из «карельских» святых являются пре­ подобные Сергий и Герман Валаамские, Арсений Коневский, Александр Свирский и Трифон Пе­ ченгский. Их почитают как основателей знамени­ тых северных монастырей и традиционно считают «своими». Их имена непременно упоминаются на каждой службе, эти святые всем известны, им по­ священы иконы и храмы. Также надо отметить по­ читание Германа Аляскинского, воспитанника Ва­ лаамского монастыря, позднее ставшего крестите­ лем алеутов и миссионером полуострова Кодьяка. Преподобный Серафим Саровский непосред­ ственно с Финляндией не связан, но по традиции последних двух десятилетий эпохи Великого княжества Финляндии (1809— 1917) он входит в число почитаемых здесь святых. Общее число поминаемых карельских святых - шестьдесят семь, из них всего лишь одна женщина - святая праведная Параскева Пириминская, се­ стра отрока Артемия Веркольского, пораженного молнией в 12-летнем воз­ расте ( f 1545). Также поминают мать преподобного Александра Свирского, схимонахиню Варвару. Как известно, средневековые (XIII-XVII вв.) святые традиционно делятся на следующие типы подвижничества: миссионеры, основатели монастырей, пустынники и праведные люди-миряне. Последняя категория также важна при создании «памятников» христианской веры в деревнях, хотя в собственном смысле она еще могла и не укорениться. Одно из современных пособий для студентов гласит: «Карельских про­ светителей - несмотря на то, что некоторые из них были представителями светской власти, способствовавшими царской политической гегемонии и укоренявшими державную (московскую. - Э. К.) власть - тем не менее, вполне можно считать апостолами Православия в Карелии и Финляндии, и поэтому они занимают значительное место в наших сердцах » .1 Помимо «явленных» и официально почитаемых (прославленных) свя­ тых, многих праведников поминают неофициально. Следует заметить, что внесение имен в список святых (святцы) отнюдь не всегда сопровождалось 1http://www.ortodoksi.net/tietopankki/henkilot/pyhat/karjalan_valistajat/karjalan_valistajat.htm. Икона «Собор Карельских святых». 153

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz