Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).

Ольга Витальевна Миловидова когда был пустынным, что и сохранилось в древнем названии места - autio «пустынный». Много еще древних финских, в смысле ижорских, вепсских или водских, слов помнит Ижорская земля, на которой и был построен в 1703 году легендарный город. Сколько раз отгоняли невские волны город из устья Невы, как бы удивляясь дерзости или самоуверенности человека, ре­ шившего строить город в низине, в болотистой местности. Нева, по-фински, и есть болотистое место. А жило древнее прибалтийско-финское племя ижора повыше, на берегу Охты. Может быть, поэтому не приняла Охта нар- циссический колосс 400-метровой башни? И невдомек, порой, Иванам, не помнящим родства, что память предков не умирает, пока живо имя родного места. Не пустит оно к себе чужака. Примет только того, кто вложит в нее свой труд, боль и любовь. Выше на север и немного северо-восток от Санкт-Петербурга располо­ жена земля, некогда заселенная саамами, оленеводами, охотниками и рыбо­ ловами. Жили саамы, древние финно-угорские племена на Кольском полуо­ строве с незапамятных времен. Стоянки Кольского арктического палеоли­ та, расположенные по древним береговым линиям, датируются примерно V II-V тысячелетиями до н. э. Так уж случилось в истории, что славянские племена вышли на неимо­ верные просторы финно-угорской прародины и заселили эти территории. Первые века нашей эры стали временем массовых миграций в Евразии, по­ лучивших в историографической традиции название великого переселения народов. На протяжении всех времен историки пытаются объяснить при­ чины такой массовой этнической миграции, которую даже называют этни­ ческой революцией. Школа известного русского историка Михаила Нико­ лаевича Покровского (1868-1932 гг) главным двигателем племенных пере­ мещений называла «потребность в больших пространствах земли, необхо­ димых при тогдашнем примитивном ведении хозяйства » .1 Кроме того, выделялись такие причины, как «разложение у варварских племен перво­ бытнообщинного строя, формирование крупных племенных союзов, воз­ главляемых военной аристократией, стремившейся к обогащению и упроч­ нению власти». Историки-богословы искали другие причины такой неожиданной сме­ ны этносов в Европе. Здесь виделось Божественное Провидение: «старые» народы сошли с исторической арены вместе с завершением ветхозаветных 1 Покровский М. Н. Борьба классов и русская историческая наука. Л., 1927. 148

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz