Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).
Ольга Витальевна Миловидова когда был пустынным, что и сохранилось в древнем названии места - autio «пустынный». Много еще древних финских, в смысле ижорских, вепсских или водских, слов помнит Ижорская земля, на которой и был построен в 1703 году легендарный город. Сколько раз отгоняли невские волны город из устья Невы, как бы удивляясь дерзости или самоуверенности человека, ре шившего строить город в низине, в болотистой местности. Нева, по-фински, и есть болотистое место. А жило древнее прибалтийско-финское племя ижора повыше, на берегу Охты. Может быть, поэтому не приняла Охта нар- циссический колосс 400-метровой башни? И невдомек, порой, Иванам, не помнящим родства, что память предков не умирает, пока живо имя родного места. Не пустит оно к себе чужака. Примет только того, кто вложит в нее свой труд, боль и любовь. Выше на север и немного северо-восток от Санкт-Петербурга располо жена земля, некогда заселенная саамами, оленеводами, охотниками и рыбо ловами. Жили саамы, древние финно-угорские племена на Кольском полуо строве с незапамятных времен. Стоянки Кольского арктического палеоли та, расположенные по древним береговым линиям, датируются примерно V II-V тысячелетиями до н. э. Так уж случилось в истории, что славянские племена вышли на неимо верные просторы финно-угорской прародины и заселили эти территории. Первые века нашей эры стали временем массовых миграций в Евразии, по лучивших в историографической традиции название великого переселения народов. На протяжении всех времен историки пытаются объяснить при чины такой массовой этнической миграции, которую даже называют этни ческой революцией. Школа известного русского историка Михаила Нико лаевича Покровского (1868-1932 гг) главным двигателем племенных пере мещений называла «потребность в больших пространствах земли, необхо димых при тогдашнем примитивном ведении хозяйства » .1 Кроме того, выделялись такие причины, как «разложение у варварских племен перво бытнообщинного строя, формирование крупных племенных союзов, воз главляемых военной аристократией, стремившейся к обогащению и упроч нению власти». Историки-богословы искали другие причины такой неожиданной сме ны этносов в Европе. Здесь виделось Божественное Провидение: «старые» народы сошли с исторической арены вместе с завершением ветхозаветных 1 Покровский М. Н. Борьба классов и русская историческая наука. Л., 1927. 148
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz