Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).

Елена Юрьевна Чепель стея из Проконнеса. Ведь Аполлон пришел, говорил он, из всех италиотов только к ним одним [в их город Метапонтий], а в свите бога прибыл также и он сам - ныне Аристей. А прежде как спутник Аполлона он был вороном. По­ сле этих слов Аристей исчез. Метапонтийцы же послали в Дельфы вопросить бога, что означает явление призрака этого человека. Пифия повелела им по­ виноваться призраку, так как это-де послужит им ко благу. Метапонтийцы послушались совета Пифии. И действительно, там еще и теперь стоит статуя с именем Аристея подле самого кумира Аполлона, а вокруг растут лавровые деревья. Кумир же бога воздвигнут на рыночной площади ».24 Кроме того, все, что мы знаем о гипербореях, имеет, по-видимому, своим источников ле­ генду, зародившуюся в святилище Аполлона в Делосе, которую пересказыва­ ет Геродот: «Гораздо больше о гипербореях рассказывают делосцы. По их словам, гипербореи посылают скифам жертвенные дары, завернутые в пше­ ничную солому. От скифов дары принимают ближайшие соседи, и каждый народ всегда передает их все дальше и дальше вплоть до Адриатического моря на крайнем западе. Оттуда дары отправляют на юг: сначала они попада­ ют к додонским эллинам, а дальше их везут к Малийскому заливу и переправ­ ляют на Евбею. Здесь их перевозят из одного города в другой вплоть до Кари- ста. Однако минуют Андрос, так как каристийцы перевозят святыню прямо на Тенос, а теносцы - на Делос. Так-то, по рассказам делосцев, эти священные дары наконец прибывают на Делос. В первый раз, говорят делосцы, гипербо­ реи послали с дарами двух девушек, по имени Гипероха и Лаодика. Вместе с ними были отправлены провожатыми для безопасности девушек пять гипер­ борейских горожан. Это те, кого теперь называют перфереями и весьма по­ читают на Делосе. Однако, когда посланцы не вернулись на родину, гипербо­ реи испугались, что посланцев всякий раз может постигнуть несчастье и они не возвратятся домой. Поэтому они стали приносить священные дары, за­ вернутые в пшеничную солому, на границу своих владений и передавать со­ седям с просьбой отослать их другим народам. И вот таким образом, как пе­ редают, дары отправлялись и наконец прибывали на Делос ».25 Таким образом, мы можем говорить о двух образах севера в представле­ нии древних греков: обычный, ближайший север, населен дикими и свире­ пыми воинственными кочевниками, приносит стужу и холод, ассоциирует­ ся с царством мертвых, а сказочный север на краю света - блаженное место благочестивых и блаженных долгожителей-гипербореев. 24 IV 13-15. 25IV 33. 146

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz