Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).
Крайний Север в представлении древних греков ветра. Домами для этих жителей являются рощи, леса; культ Богов справля ется отдельными людьми и всем обществом; там неизвестны раздоры и вся кие болезни. Смерть приходит там только от пресыщения жизнью » .22 Счастливая судьба гипербореев стала в греческом языке, по-видимому, устойчивым выражением: в трагедии Эсхила «Хоэфоры» такая судьба це нится наравне с золотом (ст. 373). Как счастливую страну описывает край ний север Софокл в одной из несохранившихся трагедий: он называет цар ство севера, куда Борей унес Орифию, крайней частью земли, источниками ночи, зиянием неба, древним садом Аполлона .23 Необычное описание севера как «зияний неба», возможно, означает то, что на краю света небо сходится с землей. Мы можем считать, что в этом фрагменте Софокла речь идет имен но о Гиперборее, а не о Фракии, например, как царстве Борея, так как север ная страна названа садом Аполлона. Именно с этим богом связано племя ги перборейцев. В их страну Аполлон отправляется каждую зиму верхом на гри фоне (рис. 8). Страна гиперборейцев на северном краю света, населена непо рочными долгожителями, друзьями ижрецами богаАполлона, его священным народом. Аристей, побывавший в Гиперборее и описавший ее в своей несо- Рис. 8. Аполлон верхом на грифоне. хранившейся поэме, также был служителем Аполлона, как сообщает об этом Геродот: «Аристей, по словам метапонтийцев, явился в их страну и повелел воздвигнуть алтарь Аполлону и возле него поставить статую с именем Ари- 22 IV 89. 23 Фр. 956. 145
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz