Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).
Елена Юрьевна Чепель Рис. 7. Охота персов на грифонов в Гиперборее. Не сохранилось также ни одного изображения гипербореев. Единствен ный возможный иконографический источник, содержащий упоминание о гипербореях имеется на вазе, хранящейся в Эрмитаже: на ней изображена, как считает один исследователь, охота персов на грифов в гиперборейской стране на краю света (рис. 7 ).17 Страна Гиперборея, согласно представлени ям греков и исходя из этимологии слова, находилась за Рипейскими горами. Вероятно, это те горы на севере, которые упоминает Аристотель, описывая повышение земли к северу. Из них вытекают полноводные северные реки Истр (Дунай), Танаис (Дон), Борисфен (Днепр). Что можно сказать об отношении греков к крайнему северу, исходя из свидетельств источников? С одной стороны, северные страны - ночные, «полунощные», они являются причиной наступления ночи (Аристотель), они темные (Гомер о стране киммерийцев), холодные (по описаниям Геро дота). Северный ветер приносит стужу, бурю, снег, зиму, что в конечном счете ассоциируется со смертью всего живого. Это соответствует индоев ропейской модели представления о частях света. У индоевропейских наро дов (в том числе у славян) восток противопоставлен западу, а юг - северу. Запад и север являются царством ночи, смерти и злых духов. В греческом языке существовало слово ^бфод, «мрак» , которое Гомер использовал для обозначения одновременно севера и запада, то есть всего горизонта от за пада до севера, сторон света, связанных с ночью в противоположность вос току и югу (ср. в славянских языках разделение стран на «полунощные» и 17 Franks Н.М. Hunting the Eschata: An Imagined Persian Empire on the Lekythos of Xenophantos / / Hesperia: The Journal ofthe American School of Classical Studies at Athens. Vol. 78, No. 4 (Oct. - Dec., 2009). P. 455-480. 142
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz