Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).

Крайний Север в представлении древних греков ЧЕПЕЛЬ Елена Юрьевна, аспирантка кафедры классической филологии Института восточных культур и античности РГГУ, г. Москва Слово «север» в греческом языке обозначалось двумя способами. Во-первых, по названию созвез­ дий Большой и Малой Медведицы, располагавших­ ся на северной части небосклона: север - «медве­ дица» / «медведицы» (аркто i; / аркто|); «на се­ вер» - «к медведице» / « к медведице» тгрос; apKxov / арктоид «н а севере» - «под медведицей / медведицами» шго tv]v арктоу (арктоис;); «север­ ный» - «медвежий» арктисод Во-вторых, по на­ званию северного ветра Борея: «на север» - « к Борею» тгро<; Bopeav ката (bopeav; d<; (3opeav, « се ­ верный» - «Бореев» (Jopeio^. «Б ор ей» для древ­ них греков - не просто название ветра, а, прежде всего, имя мифологического персонажа, который изображался в виде мужчины с густой черной бо­ родой и большими крыльями за спиной. На вазах классического периода его часто изображали в мо­ мент похищения Орифии, дочери легендарного афинского царя Эрехфея, которую он сделал своей женой, и от которой у него родились сыновья- 134

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz