Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).
Русь и «Гиперборея» в византийской традиции Определенную информацию дает нам и речь Михаила-ритора, племян ника (или близкого человека) митрополита Анхиала, где отражены внешне политические события Империи в конце 50-х - начале 60-х гг. Описывая успехи Мануила в отношениях с Балдуином III Иерусалимским, с султаном Кылич-Арсланом II и др., ритор говорит о том, что одна только молва устра шает «северного», как и «внутреннего северного ».27 Вероятно, здесь со держится намек на Венгрию и Русь, местоположение которых соответству ет византийским представлениям о направлении сторон света. Возможно, тот же смысл содержится и в сообщении одного из стихов продромовского Манганского цикла о власти Мануила над «Бореем ».28 О посольстве «скифа» в Константинополь после свержения Андроника Комнина (1185 г.) сообщает и Михаил Хониат .29 Поскольку земли Приазо вья в этом произведении им называются «гиперборейскими», «киммерий скими», «скифской пустыней» (321.5 и сл.), не исключено, что и здесь речь идет о Руси. «Север» и «Скифия» синонимичны «Тавроскифии» (11.141.14-23). О посланнике из «северных климатов», о власти василевса над «север ными климатами» сообщает и Николай Месарит .30 А. Васильев видит здесь Трапезунд ,31 однако, как правило, в византийских источниках «северными климатами» называется Крым ,32 Однако во второй половине XII - начале XIII вв. русско-византийские отношения не ограничивались, видимо, посольскими связями. Дело, воз можно, доходило и до прямых военных столкновений. Так, по сообщению Николая Месарита, участники мятежа Иоанна Комнина 1201 г. требовали, чтобы ромеев не побеждали ни «скиф», ни «болгарин», ни «тавроскиф», ни другие «варвары ».33 А. Гейзенберг видит в «тавроскифах» куманов ,34 но, возможно, речь идет о русских, называемых обычно «тавроскифами». Во всяком случае из речи Никиты Хониата мы знаем об участии «тавроски- фов» - бродников - в борьбе болгар против Византии .35 27М.Анх. 191.156-158. 28Ф. Пр. Манг. 342.7. 29Михаил Хониат. 1.323.3 и сл. 30Николай Месарит. Сообщ. 11.7-16. 31 VasilievA. Mesarites as a Source / / Speculum, 1938. Т. 13. N 2. P. 181. 32Михаил Хониат. II.5.5-7. 33Николай Месарит. Речь. 21.11-15. 34Там же. Р. 58. 35Никита Хониат. Речи. 93.18 и сл. 131
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz