Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).
Михаил Вадимович Бибиков В принципе византийские этногеографические представления зижди лись на классических античных ,8 так что древние дефиниции сохранили в основном свое значение и в средневековых греческих текстах. Византий ские авторы пытались предложить свои атрибуции земель гипербореев и их жителей. Наиболее частыми в связи с конкретизацией этого имени стано вятся упоминания Древней Руси, ее княжеств и областей ,9 Арефа Кесарийский в комментарии на Апокалипсис в начале X в. (ок. 913 г.) пишет как о «гиперборейцах» («крайних северных») о племе ни скифов, все губящих, куда бы они ни вторглись ,10 А в середине XI в. в па негирике императору Константину IX Мономаху знаменитый византий ский писатель Михаил Пселл упоминал гипербореев в ряду таких удаленных стран, как земли египтян, эфиопов, индов, скифов и сарматов, помещая их у полюса .11 Эрудит XII в. Иоанн Цец приводит цитату из Пиндара, где гипер борейские скифы фигурируют в связи со странствиями Геракла .12 В обраще нии ритора Никифора Василаки ок. 1140 г. к адресату речи, высокопостав ленному вельможе Алексею Аксуху, говорится о «непогоде гиперборейской и таврской » ,13 в чем очевидны аллюзии на «скифский экскурс» Геродота. Однако в это время в византийской традиции появляются более конкрет ные этногеографические привязки с целью актуализации архаического наи менования. Прославленный историк XII-X III вв. Никита Хониат называет Галич («Галица») одной из «топархий» росов, которые идентифицируются с гиперборейскими скифами .14 Вслед за ними в XIII в. Феодор Скутариот по вторяет те же идентификации в рассказе о бегстве на Русь претендента на византийский престол Андроника Комнина (ставшего впоследствии императором ).15 Живший в 80-х гг. XIII в. солунский хартофилак (книгохра- нитель, ризничий, письмовод. - Ред.) Иоанн Ставракий в «Слове на чудеса св. Димитрия Солунского», говоря о наступлении болгарского войска Иоан- ницы, т. е. царя Ивана Асеня II (1218-1241) на Солунь ок. 1230 г., перечисля ет и союзников болгар в этих войнах: кочевников «скифов» (т. е. куманов- половцев), «хазар», «римлян» (латинян), «албанцев», а также «росов пан 8 Бибиков М. В. Византийские источники по истории Древней Руси и Кавказа. СПб., 2001. С. 83 и сл. 9 Он же. Byzantinorossica. Свод византийских свидетельств о Руси. М., 2004. Т. 1. С. 722-723. 10PG 106. Col. 756 А 3-6. 1 Michaelis Pselli. Orationes panegiricae / Ed. G.T. Denis. Stuttgardinae et Lipsiae, 1994. P. 13. N 1.257-261. 12 Ioannis Tzetzae. Commentarii ad Aristophanem. T. 1. P. 140 d. L. 5-2 (in Plut. 586). 13 Nicephori Basilacae. Orationes et epistolae / Rec. A.Garzya. Lipsiae, 1984. P. 13, 5-6. 14 Nicetae Choniatae. Historia. Berolini-Novi Eboraci, 1975. P. 129, 29-30. 15 Sathas K. N. Bibliotheca graeca medii aevi. Paris, 1984. Vol. 7. P. 256, 7-8. 128
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz