Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).

Юрий Анатольевич Вестель Нередко также северные земли - это земли изгнания евреев (Иер. 3:12, 18, 16:15, 23:8, 31:8 и др.). Заключение Итак, север в Библии двусмыслен: ( l ) гора Цафон - а следовательно, и обозначающий ее север - как объект почитания окружающих народов и по­ этому вошедшая в язык культуры как нечто сакральное, возвышенное, «небо» - символизирует божественное присутствие; ( 2 ) но как жилище Ваала, который постепенно все более демонизируется в глазах израильтян - вплоть до бесовского князя Веельзевула, - север с его «божьей горой» должен был олицетворять язычество и вообще зло; (3) чисто исторические события - приход с севера главных врагов Израиля — усиливал это впечат­ ление севера как страны мрака и демонов, в которую избранный народ из­ гнан за грех отступления от завета с Богом. Переход от язычества к монотеизму неизбежно отягощен двусмысленно­ стью (или даже двоеверием), связанной с простым фактом: откровение еди­ ного Бога приходит к тому же самому языческому народу, с той же культурой и тем же языком; новые истины нужно выражать на уже существующем язы­ ке, в привычных образах. Священная гора, окруженная божественным вели­ чием, «золотым сиянием», превращается в языческую мерзость и мрак; и тем не менее ее символ, поскольку с ним прочно связаны сакральные и возвышен­ ные ассоциации, можно использовать для утверждения культа истинного Бога. В этом отношении двусмысленность Цафона-Севера отражает труд­ ность замены общесемитского образа Ваала на образ Яхве, истинного Бога, приходящего не в буре и землетрясении, а в «голосе тонкого безмолвия». Эта двусмысленность всегда соблазнительна: неверующие в библейского Бога (не только агностики и атеисты, но и разного рода оккультисты, теософы и пр.) используют ее для подтверждения своих идей и представлений. Но верующие в истинного Бога Писания (иудеи, христиане, мусульмане) видят в этой борь­ бе и двусмысленности следы тех неимоверных трудностей, с которыми боже­ ственное откровение пробивало себе путь к сердцам и умам людей. Мы редко вспоминаем и думаем об этом - и тем самым впадаем в духовное заблуждение, потому что это важно не только для истории и психологии: при всей изменчи­ вости форм и условий жизни, языков культуры, жизненного уклада и т. п. че­ ловек в существе своем не меняется, и в духовном смысле эта борьба и связан­ ная с ней двусмысленность актуальны сегодня не менее, чем в древности. Что же касается враждебных северных народов, то их значение, как часто в Библии, также двусмысленно: с одной стороны, это бич Божий для из­ 124

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz