Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).

Амбивалентность библейского Севера Наиболее часто понятие Гог и Магог ассоциировалось с народом севера, со скифами На рисунке: Скифы. Рельеф чаши из кургана Куль-Оба (Эрмитаж). По Скабаллановичу, Гог обозначает всех новых врагов Израиля отдален­ ного будущего, которые придут со всегда враждебного иудеям севера, откуда надвинулась и последняя катастрофа при Иезекииле - Вавилонский плен. Во­ ронцов (с. 31 -32 и 40 -41 ) близок к этому мнению, подкрепляя это указанием на Откр. 20:7, где Гог и Магог отождествлены с «народами на четырех углах земли», т. е. имеют символический смысл, и на часто символическое значение имен в самой Библии (напр., Ис. 8 :1) и в патристических толкованиях, а так­ же на эсхатологически-символическое понимание Гога и Магога в таргуми- ческой и талмудической экзегезе как народов, воюющих против Мессии. В Коране (18:94 и 21:96-97) Гог и Магог (Йаджудж и Маджудж) - враждеб­ ные людям существа, живущие на крайнем востоке. Современные ученые предполагают, что под Гогом подразумевается ли­ дийский царь VII до н. э. Гиг, т. к. он считался могучим царем на севере и сражался с киммерийцами, т. е. с Гомером .45 Другие варианты: это модифи­ кация имени аккадского бога «Гага»; ассирийского горного племени Гагу; северного народа «Гага» в переписке из Амарны .46 «Магог», возможно, происходит из аккад. «земля Гига (= Гога)». Любопытно, что пророчество Иезекииля о гибели Магога (« И пошлю огонь на землю Магог и на жителей островов, живущих беспечно, и узнают, что Я Господь», 39:6 [СП ]) Тихоний Африканский понимает в том смысле, что огонь Святого Духа преображает Гога и Магога, и они, кто воинствова­ ли против Церкви, присоединятся к ней: spiritualiter comeduntur (пожираются-сжигаются) ab Ecclesia, id est incorporantur (т. e. усваиваются, как пища) Ecclesiae (по Воронцову, с. 47). Мотив «врагов с севера» или «на севере» встречается и у других про­ роков: Ис. 14:31, 41:25 (о Кире), Иоил. 2:20, Соф. 2:13. В Дан. 11 «север­ ный царь» относится к Селевкидам, а «южный» - к Птолемеям. 4-' Reddish М. G. Gog and Magog, ABD (Freedman D. N. The Anchor Bible Dictionary. New York: Doubleday, 1996) 2:1056. 46 Cuffey К. H. Gog, ABD 2:1056. 123

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz