Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).
Амбивалентность библейского Севера Наиболее часто понятие Гог и Магог ассоциировалось с народом севера, со скифами На рисунке: Скифы. Рельеф чаши из кургана Куль-Оба (Эрмитаж). По Скабаллановичу, Гог обозначает всех новых врагов Израиля отдален ного будущего, которые придут со всегда враждебного иудеям севера, откуда надвинулась и последняя катастрофа при Иезекииле - Вавилонский плен. Во ронцов (с. 31 -32 и 40 -41 ) близок к этому мнению, подкрепляя это указанием на Откр. 20:7, где Гог и Магог отождествлены с «народами на четырех углах земли», т. е. имеют символический смысл, и на часто символическое значение имен в самой Библии (напр., Ис. 8 :1) и в патристических толкованиях, а так же на эсхатологически-символическое понимание Гога и Магога в таргуми- ческой и талмудической экзегезе как народов, воюющих против Мессии. В Коране (18:94 и 21:96-97) Гог и Магог (Йаджудж и Маджудж) - враждеб ные людям существа, живущие на крайнем востоке. Современные ученые предполагают, что под Гогом подразумевается ли дийский царь VII до н. э. Гиг, т. к. он считался могучим царем на севере и сражался с киммерийцами, т. е. с Гомером .45 Другие варианты: это модифи кация имени аккадского бога «Гага»; ассирийского горного племени Гагу; северного народа «Гага» в переписке из Амарны .46 «Магог», возможно, происходит из аккад. «земля Гига (= Гога)». Любопытно, что пророчество Иезекииля о гибели Магога (« И пошлю огонь на землю Магог и на жителей островов, живущих беспечно, и узнают, что Я Господь», 39:6 [СП ]) Тихоний Африканский понимает в том смысле, что огонь Святого Духа преображает Гога и Магога, и они, кто воинствова ли против Церкви, присоединятся к ней: spiritualiter comeduntur (пожираются-сжигаются) ab Ecclesia, id est incorporantur (т. e. усваиваются, как пища) Ecclesiae (по Воронцову, с. 47). Мотив «врагов с севера» или «на севере» встречается и у других про роков: Ис. 14:31, 41:25 (о Кире), Иоил. 2:20, Соф. 2:13. В Дан. 11 «север ный царь» относится к Селевкидам, а «южный» - к Птолемеям. 4-' Reddish М. G. Gog and Magog, ABD (Freedman D. N. The Anchor Bible Dictionary. New York: Doubleday, 1996) 2:1056. 46 Cuffey К. H. Gog, ABD 2:1056. 123
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz