Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).
Юрий Анатольевич Вестель ка слова т~) гоэ§ «голова» Септуагинтой как Pooq в смысле названия наро да (так, кроме СП, у Лютера и в некоторых зап. переводах) считается оши бочной. Магог и Гомер - яфетиты (Быт. 10:2, 1 Пар. 1:5), Гог - рувимлянин (1 Пар. 5:4). Еще одно упоминание о Гоге иМагоге - вАпокалипсисе (20:7), при описании эпохи после тысячелетнего царства: «Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской» (СП). Магог, по Иосифу Флавию ( Antiq . 1.6.1) и Иерониму (In lezek. 38:2 и 39:6), означает скифов, но Сивилла помещает Гога и Магога в Эфиопии. «Пасхаль ная хроника» (VI век) называет Магога родоначальником готов, сарматов и скифов (одно из приводимых там мнений ),42 а родоначальником кельтов - Гомера .43 Амвросий Медиоланский видел в Гоге готов и называл их обитали щем диавола из-за упорства в арианстве ( Послание к Грациану о вере, 2 [по Воронцову, с. 30]). Св. Андрей Кесарийский и Арефа Кесарийский в толко ваниях на Апокалипсис отождествляли Магога с гуннами, а готский историк Иорнанд считал гуннов произошедшими от союза падших духов с женщина ми, подобно «сынам Божиим» Книги Бытия (по Воронцову, ibid.). Наиме нование Мешех (мосхи) сопоставляли с Московией, Рош-Мешех - с Русью Московской, Фувал (тибарены) - с Тоболом, Гомер (аккадские gimmirai), упомянутый рядом с «пределами севера», - с киммерийцами, о которых Одиссей (Одиссея 11:12 и далее) говорит, что до них не доходит луч солнца (Ибн-Фоцлан, X в., СПб., 1823,44и Ньютон в толковании на Апокалипсис [по Воронцову, с. 42]). Марко Поло говорит о многих городах с названием Ма гог в Среднем Китае, Монголии и Маньчжурии. Анналы Третьего крестово го похода говорят о царьке Магоге как предводителе монгольских орд, сра жавшихся с крестоносцами. Сирийские и арабские географы (у Ассемани) под именем Гога и Магога подразумевают земли к северу от Индии. О ри енталисты возражали против всех таких предположений, т. к. жители Ближнего Востока не знали ничего о Центральной и Восточной Азии. Они локализовали Гога и Магога между древней Каппадокией и Мидией (П. де Лагард), на северном предгорье Кавказа (Ульманн). (По Воронцову). 42Пасхальная хроника. Перевод с греч., вступ. статья, комм. Л. А. Самуткиной. СПб., 2004. С. 74-75. 43Прот. Е. Воронцов считает, что «Пасхальная хроника» называет Магога родоначальником кель тов: Воронцов Е., прот. К вопросу о библейском походе Гога и Магога / / Вера и разум. 1905, № 1. С. 29-30. (Далее: Воронцов). 44Пятикнижие Моисеево с дословным русским переводом О. К. Штейнберга. Вильна, 1902. С. 21- 22 (прим. к Быт. 10:2). 122
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz