Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).

Амбивалентность библейского Севера sedebo in monte testamenti in lateribus aquilonis - «сяду на горе завета, в странах севера», и отсюда: «злой дух сидел на горе завета, потому что через вероломство подчинил себе Иудейский народ, который получил закон»); пророк предвидит, что «злой дух при кончине века страшно охватит людей цепенением своего холода ».37 Ученые комментаторы предполагают здесь в основе представление о горе Божией на севере. «Пророк знает гору Божию на севере, поэтому у него Бог приходит оттуда, т. к. святилище в Сионе разрушено» (Gressmann, Messias [по Шмидту], и таково же по Скабаллановичу, мнение Розенмюлле- ра, которому следуют Эвальд, Гитциг, Сменд и Трошонт; Скабалланович указывает уже известные нам библейские места: Ис. 14:13-14, Пс. 47:3, Иов 37:22 [см. ниже] и Иез. 28:14-16 о гордыне царя Тирского, связанной с восхождением на гору Божию, что параллельно Ис. 14). Циммерли также предполагает здесь этот мотив, заимствованный из вавилонской мифологии ,38 но считает, что географическое направление не имеет отноше­ ния к сути высказывания. В качестве параллелей он указывает на то же ме­ сто Ис. 14:13 как возможность - на «историзированную» отсылку к врагам с севера у Иер., Соф. и Иез. 38-39 (см. ниже), а также говорит, что «в богос­ ловии Иерусалимского храма» это привело к формуле: «Гора Сион на край­ нем севере (“Mount Zion far in the north”) » (Пс. 48:3). Итак, заключает Циммерли, указание, что явление идет с севера, означает не более чем жела­ ние выразить, что небеса отверзлись. Скабалланович считает, что пророк не мог иметь в виду, что слава Божия приходит с горы языческих богов (которые для иудея - бесы), а только то, что слава приходит из Иерусалима. Что она идет с севера, а не с запада, не­ которые (напр., Мюллер) объясняют тем, что путь изгнанников из Палести­ ны пролегал через северную Сирию, в обход пустынь между Сирией и Ме­ сопотамией, и таким же путем должен был представляться путь славы Божи­ ей; или же смутными представлениями древних о географии. Те, кто объяс­ няют шествие славы с севера как направления, откуда приходят грозные ветры, ошибаются, по Скабаллановичу, потому что библейские евреи не знали бурных ветров с севера, но только с востока и юга. В результате Ска- баллонович считает вопрос, почему у Иезекииля слава Божия шла с севера, тогда как у других библейских авторов она приходит с юга или у него же 37 Григорий Двоеслов, сет. Беседы на пророка Иезекииля. Б 2-х книгах. Казань, 1863. 38 Zimmerli, W., Cross, F. М., & Baltzer, К. (1979-с1983). Ezekiel: A commentary on the Book of the Prophet Ezekiel. Vol. 2. Hermeneia, p. 120 (со ссылкой на Lauha, Zaphon... 1943). (Далее: Циммерли.) 117

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz