Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).
Юрий Анатольевич Вестель виден, а ее основание скрыто облаками и она представляется парящей в воз духе (Roberts J. М. Biblica 56, 1975).35 Драйвер и Грэй допускают обе возможности: либо небо, либо северный край земли; глагол ЛИЗ$ n a ta «простирать» говорит в пользу первого: псал мопевец удивляется, как это небесный шатер разбит без всякого шеста (паз n a ta часто употребляется в значении «разбивать» палатку, шатер, и N. Habel считает разбивку шатра одним из основных космогонических образов в ВЗ [по Wyatt’y, р. 105]); если же проигнорировать глагол, вероятнее вторая ин терпретация, и тогда в этом стихе речь идет только о земле, а в следующем - о небе .36 По Wyatt’y (ibid.), гора Цафон здесь символизирует сверхструктуру ми роздания, а «земля» - фундамент («The mountain may represent the super structure of the world, while the underworld, eres, is its substructure»). Инте ресно, что Wyatt (p. 113-115) считает наиболее вероятной этимологией слова «цафон», как мы уже говорили, - от глагола «стлать», «расстилать» (II. nss sapa), т. е. близкого по значению к na: nata, причем мотив «прости рания» неба имеет не только космогонический смысл, но и обертоны свя занной с ним темы Chaoskampf, «борьбы с хаосом»: труп поверженного чудовища хаоса становится материей создаваемого космоса. Он иллюстри рует это двумя примерами, где «простирание небес» или «разбивка шатра» сочетается с мотивами Chaoskampf: «О н (= Бог) сам простирает небо и ше ствует на спине (чудища) Йам» (Иов 9:8; перевод по Wyatt’y, где Иам - С' y am «море» - соответствует угаритскому Йамму); «Ты ( . . . ) простираешь небеса, как шатер, устрояешь над водами горние чертоги Твои» (Пс. 104(103):2-3 , СП). 6 . Из мест, которые могут быть связаны с мотивом Божьей горы, инте ресно упоминание о севере в видении Иезекииля 1:4: «И я видел, и вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сия ние вокруг него ...» (СП ). Насколько важно здесь именно северное направ ление? Библия знает подобные штормовые богоявления и с юга (Суд. 5:4-5, Пс. 68(67):8-9 , Втор. 33:2, Авв. 3:3). Св. Григорий Двоеслов считал, что пророк говорит о последних временах: север, ввиду своей холодности, озна чает «оцепенение злого духа» (ссылка на Ис. 14:13 в перев. Вульгаты: ъ Clines D. ]. А. (2006). Vol. 18а. Word Biblical Commentary. Job 21-37. P. 636. (Далее: Клайне). 34 DriverS. R., Gray G. B. (1921). A critical and exegetical commentary on the book ofJob. Vol. 1. P. 220- 221. (Далее: Драйвер и Грей). 116
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz