Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).
Юрий Анатольевич Вестель :П'*\ у Ь у tfjbin |ИК*р П1П23 Низвергнут на землю покоритель народов. Л^ЗЖ В’НЙЛ '^азЬэ ПЛак ЛПКТ 13 А ты говорил в сердце своем: на небо взойду, ’КОЗ П’ЛК Ьк"'ЗЭ'ЬЬ Ьуаа выше звезд Божиих вознесу престол мой, :]iSS ’ПЭТЭ Л№'ЛПЗ ЭЙХ] и сяду на Горе Собрания, на краю Цафона, ф ’ЬиЬ палх ЗВ ’п аа'Ь г лЬ^?К 14 подымусь на высоты облачные, уподоблюсь Вы шнему. П1а"|ПЭЛ1'Ьк ЛИП Ьжй'Ьк 15 Но в шеол ты опущен, на край могилы. Ст. 12-14 в СП: Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: “взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера (pas ’п э т y a rk s te sapon ); взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему” («на горе в сонме богов» - интерпретирующий пере вод, по смыслу верный, но точнее ЧУТО-ЧП h a r-m o ced - «гора собрания») Ст. 13 у LXX: ... кабгсо ev opei ифг^Лф етп та брг| та и\|;г|Ла та ярое (3oppav... - нд горб Bbicoiyfc, нд гордая вы соки^ , гаже kz севсрл. Вульгата: ... sedebo in monte testamenti in lateribus aquilonis... Здесь большинство экзегетов и переводов понимают pss sapon как « се вер», но «язык и тема вызывает в памяти борьбу между Балу и Муту на горе Цапану» (Avalos; имена в транскрипции Шифмана). Георгий Властов говорит, что еще Ленорман во втором томе своей Origines de I’histoire d'apres la Bible (1882) писал, что среди народов средней, южной и западной Азии было представление о великой горе на севере, до стигающей неба, которая есть жилище богов, и Властов считает, что здесь имеется в виду это представление ,27 как и Иван Якимов, который в этой свя зи указывает на индийскую Меру, зендскую Албордж, ассирийскую Аралу и на параллельные места Иез. 28:14, 16 и Иов 37:22 (в связи с «огнистыми камнями» у Иез., см. здесь ниже, п. 7, и также п. 5 и 6).28 Такого же мнения современный комментатор: «Идея “горы собрания” богов была распространена в том регионе. Эта гора постоянно мыслилась “на самом крайнем севере”, независимо от того, где об этом говорилось - в Месопотамии, Ханаане или Греции ».29 27 Властов Г. К. Священная летопись. Т. 5. Пророк Исаия. Ч. 1. СПб., 1898. С. 330. 28 Якимов И. С. Толкование на книгу святого пророка Исаии. СПб., 1883. С. 237. 29 Watts J. D. W. (2002). Vol. 24. Word Biblical Commentary: Isaiah 1-33. P. 211. 112
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz