Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).

Амбивалентность библейского Севера ней мере три святилища Баал-Цафона в Северном Египте. Это угаритский al’iyn b'l, Алиййану Балу т. е. Силач Балу (Шифман, passim), чье жилище - сирийская гора Цапану. Семитское «ваал» (точнее, «баал» или «балу», ак­ кадский Бел) означает «господин», «хозяин», «владыка»; таким образом, Ваал-Цефон - Владыка (горы) Цафон. Наименование «владыка» прилага­ лось к разным богам (к шумерскому Энлилю, вавилонскому Мардуку), но преимущественно относится к тому богу, который является главным героем угаритского эпоса. (Здесь видна характерная черта семитской мифологии: сокрытие, а впоследствии утрата собственного имени бога и замена его нарицательным, которое из-за утраты первично-собственного становится как бы «вторично»-собственным. Аналогичный процесс происходит и с именем Яхве, которое вы­ тесняется наименованием «Адонай» - «господин мой».) Это бог плодородия и бог-громовник, бог бури, «штормовой бог»; изображался в образе быка, в виде всадника, скачущего на облаке, застав­ ляющего содрогаться землю, поражающего ее молнией-копьем. Он борется с богом смерти Муту («смерть») и божеством водного хаоса Иамму («м ор е» ), морским чудищем Латану (= библей­ ский Левиафан) (см. рис. 4). В Карфагене он почи­ тался как Баал-Хаммон, в Тире - как Мелькарт. Его культ был связан с человеческими, особенно дет­ скими жертвоприношениями; их сжигание в осо­ бой ритуальной печи называлось по-финикийски молх, откуда еще в древности возникло, по всей ве­ роятности, ошибочное представление о божестве Молох (Тантлевский, с. 141). В Библии это один из главных соперников Яхве: Гедеон уничтожил его жертвенник, за что получил имя Иероваала («пусть Ваал судится») (Суд. 7); культ Ваала-Мелькарта на­ саждала в Израиле Иезавель, жена царя Ахава, и пророк Илия состязался с его жрецами на Кармиле (3 Цар. 16-19; см. также 1 Цар. 7 и 12; 4 Цар. 3, 10-11,23; Ос. 2:14-17; часто у Иер.). Характерная черта этой борьбы между культами Яхве и Ваала - смена терминологии «штормовых теофаний», осо­ бенно ярко - в 3 Цар. 19:11-12, где подчеркнуто, что Яхве - ни в ветре, ни в сотрясении, ни в огне, но в «голосе тонкого безмолвия» (np i Пйпт Sip qol Рис. 4. Бог Балу (позднее Ваал, букв, «хозяин», «владыка»), в западносемитской мифологии один из сильнейших богов. 105

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz