Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).

Амбивалентность библейского Севера реальность, а часть небесного мира». Гора Цапану сохраняла свое культо­ вое значение в течение всей древности; по наблюдению X. Прайсслера из Лейпцига (личное сообщение Шифману), «культовые церемонии на этой горе совершаются и в наши дни» (Шифман, с. 84). Вполне правдоподобно, что из собственного имени горы образовалось название стороны света, т. е. ориентира «север» (точно так же в Библии от «моря» - запад, от «Негев» - юг). Но как связан север с представлением о священной горе? Мотив «горы-неба», «мировой горы» характерен почти для всех мифологий. Считается, что, по тогдашним представлениям жителей Ближнего Востока, «в северной части неба находится вход в жилище и за­ мок богов. Так как течение солнца заставляет предполагать юг наклоненным вниз, то север представляется лежащим выше и своими высокими горами - Ливаном, Кавказом - достигающим неба. Обыкновенно древние вообража­ ли богов обитающими на одной из этих северных гор, подпирающей небо под самым полюсом » .14 В связи с этим любопытны представления индийцев о том, что мировая гора Меру находится под Полярной звездой. Однако египтяне, напротив, связывали север с низом: «Нил имеет свое соответ­ ствие на небе в виде небесного “Нила”, по которому солнце совершает свой ежедневный путь. Ориентируясь по течению Нила, египтяне представляют, что юг - это верх, север - низ, запад - правый, а восток левый»; подобным образом и у народностей Севера было представление о шаманской реке (аналог мирового древа), устье которой связывалось с нижним миром, чаще всего - с севером; «богам-асам в скандинавской “Эдде” и карело-финским героям ( “сынам Калевы”) [противостоит] Страна Севера, которая в силу чисто мифологического, “шаманского” отождествления севера, устья реки и царства мертвых имеет явные хтонические черты » .15 Во многих случаях в Библии }iss sapon означает просто «север» (Быт. 13:14, 28:14, Втор. 3:27 и др.), и эти места мы рассматривать не будем как не представляющие духовно-богословского интереса. В связи с темой севера или священной горы на севере интересны те места в Ветхом Завете (ВЗ), где исследователи не уверены, идет ли речь о севере как географиче­ ском ориентире или о священной для ханаанеев горе Цафон. Мы кратко рассмотрим только эти семь мест и затем отдельно, но очень бегло - тему «враги с севера». 14 Скабалланович М. Н. Первая глава книги пророка Иезекииля: опыт изъяснения. Мариуполь, 1904. (Далее: Скабалланович). '5Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М., 2000. С. 217, 270-271. 103

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz