Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).

Юрий Анатольевич Вестель 2 ) пророчества о врагах с севера; 3 ) северная сторона жертвенника или алтаря в наставлениях по устрой­ ству скинии и совершению жертвоприношений (Исх. 26-27; 36; 38; 40; Лев. 1:11), а также в пророчестве Иезекииля о будущем храме (Иез. 40 -48 ). Мы рассмотрим преимущественно первую тему и немного скажем о второй. Третью мы рассматривать не будем, т.к. эта тема унаследована в тра­ дициях ориентировки христианских храмов и требует отдельного исследо­ вания. Но сначала кратко об этимологии и значении этого слова. Этимология и значение слова «цафон» В качестве этимологии слова рза s a p o n предлагается 4 варианта: ( l ) от 13!» s a p a n «скрывать, прятать, сберегать» - «скрытный » ,1 «сокрытый», «спрятанный», может быть, от солнца ;2 первоначально имя «цафон» мог­ ло относиться к ветру, который приносит дожди и облака на гору, а затем перейти на саму гору ;3 ( 2 ) от I. пэ^ s a p a «смотреть» , «наблюдать», «вы ­ сматривать» - «наблюдение», «наблюдательный пункт» (lookout, lookout po in t );4 возможно, «цафон» вначале относилось к «ясности неба/ветра с севера», а затем - к горе, откуда эта ясность, как считалось, приходит;'' (3) от II. ПЭЗ s a p a «стлать», «расстилать», «покрывать » ;6 (4) в эблаит- ских текстах (обнаружены в 1970-х гг. при раскопках города-государства Эблы в Сирии, 2-3 тыс. до P. X., соврем. Телль-Мардих) встречается назва­ ние s a - p u - n u m kl, которое должно было читаться как z a - b u - l u m kl - «жили­ ще» (= евр. ‘тот гэЫП ).7 В пользу первой этимологии Штейнберг цитирует близкое представле­ ние о севере как о мраке в Одиссее IX.25 и Х.190. Первое место содержит трудности, но, по объяснению Страбона Х.2.12, фразу Гомера «она [т. е. 1 Штейнберг О. Еврейский и халдейский словарь к книгам Ветхого Завета. Вильна, 1878. (Далее: Штейнберг). 2 Schmidt W. Н. TLOT (Jenni Е., Westermann С. Theological lexicon of the Old Testament, 1997) 1093. (Далее: Шмидт). 3Так J. de Savignac, 1984 г. По: N. Avalos. ABD ( Freedman D. N. The Anchor Bible Dictionary. New York: Doubleday, 1996). 6:1040. (Далее: Avalos). 4 ТакEissfeldt, Baal Zaphon..., 1932, R. Clifford, 1972 (по Шмидту). 5Так С. Grave, 1980 (no Avalos’y). 6 Wyatt N. The Significance of SPN in West Semitic Thought: a Contributing to the History of a Mythological Motif. The Mythic Mind. L., 2005. P. 113. (Далее: Wyatt). Этимологические гипотезы Wyatt a связаны с его интерпретациями угаритских и библейских текстов, о чем см. ниже в тексте. 7 Lipinski Е. “capon”. In: Botterweck G. J., Ringgren H., Fabry G.-J. (ed.). Theological Dictionary of the Old Testament. Wm. B. Eerdmans Publishing, 2003. Vol. 12. P. 436. (Далее: Липински). 100

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz