Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).

Амбивалентность библейского Севера же есть слово shamal, означающее «левый» и «северный»; этим словом в Месопотамии называется северо-западный ветер). Для древних семитов восток был «впереди», а запад - «сзади», поэтому D"tj?n m iq q e d e m «спе­ реди» может означать «с востока» или просто «восток», a чЧпкп m e ^ h o r «сзади» - «с запада». Однако bxoto samo^l «левый» в значении «север» встречается в немногих местах (Быт. 14:15; Нав. 19:27; Иов 23:9, Иез. 16:46, в Синодальном переводе [далее СП] везде просто «левый», но в западных переводах обычно «северный») и не вызывает серьезных проблем. Мы зай­ мемся первым словом, которое оказывается связанным с мифологическими корнями некоторых библейских мест, что стало яснее после открытия в 1920-х гг. при раскопках в Рас-Шамре (Сирия, близ г. Латакия) культуры ханаанейско-аморейского (финикийского) города-государства Угарит, рас­ цвет которого пришелся на середину второго тысячелетия до P. X. (см. рис. 1). В частности, обнаружен (в основном во фрагментах) мифологиче­ ский эпос на особом семитском языке, который получил название угарит- ского. Эта литература оказалась во многих отношениях (терминология, по­ этика, метафорика, фразеология и т. п.) подобна библейской поэзии, осо­ бенно псалмам и писаниям пророков, что позволило пролить новый свет на многие темные места и термины в Библии. Рис. 1. Раскопки дворца в Угарите. Относительно понятия p ss sapon как обозначения севера интересны три темы: 1) связь библейских представлений о горе Божией на севере с угарит- скими мифами о горе Цафон и ее обитателе боге Ваал-Цафоне; 99

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz