Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14 августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2012. - 430, [1] с., [8] л. ил., портр. : ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 4).
Слово о преподобном Феодорите, просветителе Кольском (1481-1571) 1542 год - «наученных от Феодорита и оглашенных лоплян единого дня крестилось яко две тысячи человек со женами и детьми».5 С 1548 по 1551 годы - вновь в Кандалакше, где созидает Рождества- Богородичный (Кокуев) мужской монастырь и «бывает в нем игуменом». А ведь игумену Феодориту в это время исполнилось уже семьдесят лет, но впереди кольского подвижника ждали новые великие деяния и испыта ния. Это и скорбь неправедного гонения, и тяготы незаслуженного осужде ния на ссылку, и слава и почет «премудрого» богослова, отстоявшего высо ту российского вероисповедания перед гордыми греческими иерархами в 1557 году. Он блестяще выполнит эту знаменитую «Константинопольскую миссию», доставив из Царьграда для российского Государя «древнюю кни гу» с благословением Вселенского Патриарха на возведение на царство по чину «венчания императоров византийских». Таким образом получит офи циальный статус идея наследования Московским царством достоинства Ви зантийской империи: «Москва - Третий Рим». За исполнение этой важнейшей дипломатической задачи Феодорит спо добится царских почестей и великих милостей от Иоанна Грозного, увен чавшихся и искусительным предложением даровать Феодориту «такую власть духовную», которую тот бы только «захотел» .6 Но блаженный старец до конца дней своих будет вновь и вновь стремить ся к своей избраннице - к «полнощной стране», к земле Кольской, объезжая «детей своих духовных, как монахов, так и лопянов, наученных и крещенных от него, печась о спасении душ и х » 7и духовно окормляя Печенгский и Кан далакшский монастыри. В сане архимандрита он достигнет блаженной кон чины, отойдя ко Господу в родном Соловецком монастыре в возрасте девяно ста лет. Современник Феодорита и его духовный сын князь Андрей Курбский напишет вскоре, обращаясь к «теплохладному» человеку века сего: «Зри сюда, лицемерный христианин, какие храбрые еще обретаются старцы в Православной земле, на правоверных догматах воспитанные. Чем более пре- стареют и изнемогут телом, тем большую храбрость и ревность ко благо честию во Господе полагают и проникаются Богом и живут под покровом Вышнего». 5Там же. С. 333. 6Там же. С. 339. 7Там же. С. 342. 8
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz