Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : третьи Феодоритовские чтения, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 6-8 августа 2010 года / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Изд-во Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2011. – 303 с. : ил., цв. ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 3).

О значении изучения духовного и врачебного наследия Святителя Луки был в смятении. Из Ташкента удалили правящего архиерея, епископа Иннокентия. Все со страхом ожидали приезда назначенного в Ташкент обновленческого архиерея. Отец Валентин вместе с настоятелем церк­ ви отцом Михаилом Андреевым объединил всех оставшихся верными Патриарху Тихону священников и церковных старост, созвал съезд ду­ ховенства и мирян для обсуждения вопроса об упорядочении церков­ ной жизни в епархии, оставшейся без архипастыря. Туркестанское духовенство, зная высоту духовной жизни отца Ва­ лентина и его ревность в защите Православия, избрало его на Таш­ кентскую кафедру. Так в экстремальных условиях сам народ Божий, как в первые века христианства, поставил над собой Архиерея. При­ ехавший в это время ссыльный епископ Уфимский Андрей (в миру князь Ухтомский) тайно постриг отца Валентина в монахи с именем апостола и евангелиста, врача и иконописца Луки. Для совершения хи­ ротонии во епископа по церковным правилам требуется два или три архиерея, а так как в Ташкенте в то время был только Владыка Андрей, то решено было отца Луку отправить в город Пенджикент, где отбы­ вали ссылку два архиерея - епископ Волховский Даниил (Троицкий) и епископ Суздальский Василий (Зуммер). Святитель Лука по этому поводу вспоминает: «Прочитав письмо епископа Андрея (Ухтомско­ го), решили назначить на завтра Литургию для совершения хирото­ нии и немедленно отслужить вечерню и утреню в маленькой церкви Святителя Николая Мирликийского, без звона и при запертых дверях. Архиереем я стал 18/31 мая 1923 года <...> Когда сообщили об этой хиротонии Святейшему Патриарху Тихону, то он, ни на минуту не за­ думываясь, утвердил и признал ее законной». Восходя на Голгофу архиерейского служения, епископ Лука был го­ тов пойти по многострадальному и скорбному пути исповедничества и мученичества, по которому уже шли многие архиереи, священники, диаконы, миряне. На случай внезапного ареста он подготовил заве­ щание, в котором писал: «К твердому и неуклонному исполнению за­ вещаю вам: неколебимо стоять на том пути, на котором я наставил вас...». Архипастырь предостерегал верующих от соблазнов отступ­ ничества и расколов. Сборище «живоцерковников» для него - не Цер­ ковь, а «дикий вепрь», со всеми присущими этому зверю повадками. «С вепрем и его прислужниками никакого общения не иметь и не уни­ жаться до препирательства с ними». И вот - первый арест Святителя, сопровождающийся жесткой трав­ лей в газетах. Пока святитель томился в застенках ГПУ, в город приехал обновлен­ ческий «епископ» Николай Коблов, и все церкви в городе были захва­ чены раскольниками. Но храмы эти стояли пустыми - народ помнил завещание епископа Луки. По окончании следствия начальник Таш­ кентского ГПУ направил Владыку в Москву как политического пре- 97

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz