Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : третьи Феодоритовские чтения, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 6-8 августа 2010 года / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Изд-во Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2011. – 303 с. : ил., цв. ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 3).
Мануйлов В. М., Марчик В. В. ные богослужения, часто бывает на богословских собраниях, сам вы ступает с беседами на темы Священного Писания. После одного из таких собраний правящий архиерей Ташкентский и Туркестанский епископ Иннокентий отвел профессора в сторону и, восторгаясь глу биной и искренностью его веры, сказал: «Доктор, вам надо быть свя щенником!» Святитель Лука так вспоминает об этом в автобиографии: «У меня никогда и мысли не было о священстве, но слова Преосвящен ного Иннокентия я принял как Божий призыв архиерейскими устами и, минуты не размышляя, сказал: ’’Хорошо, Владыка! Буду священни ком, если это угодно Богу”». Вфеврале 1921 года Валентин Феликсович был рукоположен во диа кона, а через неделю, в праздник Сретения Господня, - во священника. «Мне пришлось совмещать свое священнослужение с чтением лекций на медицинском факультете, слушать которые приходили во множе стве и студенты других курсов. Лекции я читал в рясе с крестом на груди: в то время еще было возможно невозможное теперь. Я оста вался и главным хирургом Ташкенской городской больницы, потому служил в соборе только по воскресеньям. Преосвященный Иннокен тий, редко проповедовавший, назначил меня четвертым священником собора и поручил мне все дело проповеди. При этом он сказал мне словами апостола Павла: «Ваше дело не крестити, а благовестити» [IKop. 1; 17]. Он глубоко понимал, что говорил, и слово его было почти пророческим, и теперь, на тридцать восьмом году своего священства и тридцать шестом году своего архиерейства, я вполне ясно понимаю, что моим призванием от Бога была именно проповедь и исповедание имени Христова». Надо хорошо представлять, каким было отношение к религии в то страшное и тревожное время. Мутная волна воинствующего безбожия захлестнула страну. Множество архиереев, священников и мирян кровью своей засвидетельствовали верность Христу. Адская машина репрессий перемалывала судьбы большей и лучшей части православного народа. И вот в это страшное время, когда некоторые священнослужители, ис пугавшись репрессий, снимали с себя сан, профессор Войно-Ясенецкий, повинуясь призыву Божьему, принял рукоположение. Пастырская совесть отца Валентина не могла оставаться равнодуш ной к безобразиям, чинимым разбойничьей организацией, именовав шей себя «Живой Церковью». «Живоцерковники», пользуясь поддерж кой работников ОГПУ, постепенно захватывали храмы, вводя в строй церковной жизни неприемлемые и разрушительные новшества. Отец Валентин категорически запрещал своей пастве ходить в храмы, заня тые «живистами», и призывал не поддаваться тем ересям и расколам, которые появились в Церкви. Тем же прихожанам, которые дерзнут мо литься с отступниками, он грозил отлучением от исповеди и Причастия. Однако «живоцерковники» наступали по всем фронтам, народ часто 96
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz