Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : третьи Феодоритовские чтения, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 6-8 августа 2010 года / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Изд-во Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2011. – 303 с. : ил., цв. ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 3).

К лету 1533 года Феодорит возвращается в Великий Новгород к свя­ тителю Макарию Новгородскому. Владыка рукополагает Феодорита во иеромонахи и избирает его своим духовником. Два года спустя Феодорит на несколько лет отправляется в «заволж­ ские пустыни» Кирилло-Белозерского монастыря, где занимается соз­ данием лопарской письменности и переводами священных текстов на лопарский язык. Около 1540 года Феодорит возвращается на Север. В устье реки Колы он основывает монастырь во имя Святой Троицы. В течение не­ скольких лет Феодорит просвещает лопарский народ, обучает лопарей грамоте. Монастырь этот становится центром христианской пропове­ ди в Лапландии. Около 1542 года Феодоритом было явлено чудо одно­ временного крещения двух тысяч лопарей с женами и детьми. Старец также был духовным отцом и учителем преподобного Варлаама Ке- ретского, которого именно он благословил на небывалый трехлетний подвиг покаянного плавания в открытом море. В голодном 1548 году в Свято-Троицком Кольском монастыре нача­ лись нестроения. Братия, не желавшая строгостей монастырского устава, на которых настаивал Феодорит, впадает в грех и изгоняет старца из обители. Феодорит, «неволей» изгнанный из района Колы, созидает новый монастырь в Кандалакше и возглавляет его с 1548 по 1550 год. Этот монастырь известен в истории под именем Кандалакшский, или Коку- ев мужской монастырь. Повелением царя Иоанна Грозного игумен Феодорит возводится в сан архимандрита и поставляется наместником в крупный Спасо- Евфимиев монастырь в Суздале. В 1556 году Иоанн Грозный избирает Феодорита, знатока греческого языка и «премудрого богослова», в качестве посланника ко Вселен­ скому Патриарху с задачей обосновать наследование титула «царя Московского» от римских кесарей и получить благословение на ко­ ронацию. Ответственнейшее дипломатическое поручение Феодорит выполняет блестяще. Таким образом, получает официальный статус идея наследования Московским царством достоинства Византийской империи: «Москва - Третий Рим». Последние четырнадцать лет своей жизни преподобный Феодорит проводит в «лопарских пустынях», духовно окормляя крещеный им лопарский народ и братию северных монастырей - Кандалакшского Рождества-Богородичного и Печенгского Свято-Троицкого. Преподобный Феодорит, просветитель Кольский, сподобился за­ вершить долгий и славный земной путь на месте своего пострига, в Соловецком монастыре. Девяностолетний старец был погребен близ южной стены Преображенского собора, о чем гласила надпись на бе­ лой могильной плите: «Лета 7079 (1571) августа 17 дня преставися раб Божий священно-архимандрит Суздальский Евфимиева монастыря, священноинок Феодорит, Соловецкий постриженик».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz