Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : третьи Феодоритовские чтения, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 6-8 августа 2010 года / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Изд-во Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2011. – 303 с. : ил., цв. ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 3).
Проблема смысла страдания в контексте современного опыта Кто с хлебом слёз своих не ел, Кто в жизни целыми ночами На ложе, плача, не сидел, Тот не знаком с небесными властями... * * * С особой настойчивостью напоминать об учительном смысле стра дания вынуждает характерная особенность современного умонастро ения, которую можно определить как боязнь страдания как такового. По-видимому, именно в стремлении отстраниться, дистанцироваться от перенасыщенного страданиями опыта XX в. (не исключая, разуме ется, и роли иных цивилизационных факторов) современный человек, как нетрудно заметить, зачастую подпадает под власть инстинктив ного отвращения ко всему, сопряжённому со страданием: отвраще ния к самоограничению, изнурительному труду, продолжительным усилиям, «чрезмерному» душевному или умственному напряжению и т. д. Вместо этих необходимых условий человеческого становления утверждается культ поверхностных наслаждений, прагматической эффективности, эгоистического «успеха» (причём, по возможности, «успеха» мгновенного, как вспышка). «Два в одном!», «Ощути раз ницу!», «Полюби Себя!» - подобные навязчивые клише современной рекламы суть не просто эффектная выдумка её создателей; как умело запущенный поплавок, они обозначают куда более глубокие подспуд ные течения времени, в котором мы живём. В таких обстоятельствах с особой силой звучат для нас, нынешних, сказанные две тысячи лет назад слова апостола Павла: «...Не сообра зуйтесь с веком сим» (Рим. 12, 2). Обращаясь к этому высказыванию, С. С. Аверинцев толковал мысль апостола применительно к услови ям нашей современности: «...Наша душа, наш дух не должны угодливо подлаживаться к духу времени, к наличному - и преходящему - состо янию мира»30. Христианская мысль, христианское отношение к жизни должны уметь там, где это необходимо, оказывать сопротивление вре мени; этим они свидетельствуют о себе как о духовной реальности. ...В каждом из Евангелий есть (даже буквально почти совпадающие) высказывания, в которых Господь настойчиво утверждает одну и ту же мысль: «Сберёгший душу свою потеряет её; а потерявший душу свою ради Меня сбережёт её» (Мф. 10, 39; ср.: Мф. 16, 25; Мр. 8, 35; Лк. 9, 24; Лк. 17, 33; Ин. 12, 25). И ещё: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15,13). И ещё: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода» (Йн. 12, 24). Аверинцев С.С. Будущее христианства в Европе. Опыт ориентации // Аверинцев С.С. София - Аогос. Словарь. С. 767. 69
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz