Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : третьи Феодоритовские чтения, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 6-8 августа 2010 года / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Изд-во Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2011. – 303 с. : ил., цв. ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 3).

Малахов В. А. всерьёз задумываться и о том, как трудно этому другому быть толе­ рантным по отношению к нам самим. Во-вторых, один из важнейших аспектов учительного смысла стра­ дания видится в том, что оно раскрывает перед испытывающими его трудное и трудовое человеческое призвание, приобщает их к «изна­ чальной трудности бытия человека в мире»29. Напомню, что само рус­ ское слово «страдание» непосредственно связано со «страда»; «стра- дати» первоначально и означало «трудиться». Суровое божественное предначертание согрешившему Адаму: «В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3, 19) знаменует водворение последнего в «мир дей­ ствия», где усилие, труд и страдание являются необходимыми взаи­ мосвязанными условиями поддержания и развития жизни. Тот, кто хочет в этом мире чего-то добиться, должен быть готов приложить для этого усилие, должен быть готов за это пострадать. Соответствен­ но, сострадание означает добровольную готовность разделить с ближ­ ними тяжесть их жизненной «страды», их усилия, их труд. В-третьих, наконец, страдание - это и необходимый момент всякого духовного познания; как общее правило, мы поистине познаём, науча­ емся понимать и ценить то и только то, что мы выстрадали, чем «пере­ болели». Возможно, разумеется, и познание чисто инструментальное, утилитарное, направленное, в конечном счёте, на подчинение реаль­ ности нашим потребностям и наслаждениям. Однако такое «схваты­ вающее», «завладевающее» познание, познание на уровне овладения опредёленными «ноу хау», при всей своей прагматической эффектив­ ности никогда не представляет нам вещи такими, каковы они подлин­ но суть. Нет, надо в известном смысле вещь от себя отпустить, пере­ жить боль лишённости, чтобы постичь то, что мы утратили; надо дать этой вещи самостоятельность, чтобы она явила нам собственную вну­ треннюю жизнь. Тем более это касается понимания других людей, на­ ших ближних: надо прочувствовать и их самобытность, «инаковость», непохожесть на нас самих, надо уметь видеть и преодолевать болевые моменты в общении с ними, чтобы это общение становилось более адекватным и глубоким. Взгляд начальника на подчинённого, ценящий в последнем исполнительность и ищущий, как этой исполнительности добиться, - не лучший способ понять стоящего перед нами Другого, каков он есть «в себе и для себя», как сказал бы Гегель. Так что страдание (и именно страдание) нередко «учит» нас даже в буквальном смысле слова, т. е. предоставляет нам новые возможности постижения бытия. Как не вспомнить в этой связи слова Гёте, гениаль­ но переведённые на русский язык Ф. И. Тютчевым: Нестеренко В. Г. Страдательность - нравственность - культура // Онтолопчж проблеми кульгури : 36. наук, праць. - Кшв: Наукова думка, 1994. - С. 151. Воспользуюсь случаем, чтобы привлечь внимание читателя к содержащемуся в цитируемой раЬоте глубокому анализу темы страдания вфилософско-этическом аспекте. 68

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz