Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : третьи Феодоритовские чтения, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 6-8 августа 2010 года / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Изд-во Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2011. – 303 с. : ил., цв. ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 3).

Проблема смысла страдания в контексте современного опыта иным не заменимая школа терпения, школа трезвости в понимании себя и собственных возможностей. Именно страдание свидетельству­ ет нам о реальности окружающего мира, оказывающего сопротивле­ ние нашим субъективным намерениям и притязаниям, о своеобразии межчеловеческих отношений, в упругом сплетении которых мы долж­ ны найти надлежащее место для себя, о собственной нашей грехов­ ности и несовершенстве. Подлинное страдание - это то, над чем ни­ кто не в состоянии возвыситься, да и притязать на такое возвышение было бы, по сути, проявлением гордыни (как уже упоминалось, в этом основной смысл полемики христианства со стоицизмом). Для всяко­ го человеческого существа страдание, ниспосылаемое Господом, - это сообщение неведомого, это доверенная ему тайна; не уважая эту тайну в себе, как могу я уважать её в других? Как могу считаться всерьёз с уязвимостью, физической и душевной хрупкостью других людей - тех, кто меня окружает? Нет, не презирать страдание, а терпеть его, полагаясь на помощь Божью, и извлекать из этого претерпевания необходимые жизненные и нравственные уроки - таков, по-видимому, правый путь человека страдающего. В нашем отношении к самим себе воспитываемая опытом страда­ ний терпеливость проявляется прежде всего в приятии собственной жизни как бесценного дара Божьего, в умении выносить любые тяготы и невзгоды, зачастую переполняющие её. Как писал Э. Аевинас, «высшее испытание свободы - не смерть, а страдание»28. В памяти и в опыте современных поколений глубоко запечатлелась жестокость ситуаций, в которых сила страдания пере­ вешивает для измученного человека страх смерти. Незыблемой исти­ ной христианства остаётся, однако, благоговение перед дарованной Господом жизнью, какова бы она ни была. Возвращение людям вос­ приимчивости к позитивным ценностям жизни со всеми её радостями и горестями - думаю, одна из насущных задач искусства и культуры наших дней, осознающих свою духовную ответственность. Равным образом - если не более - существенно нравственное нача­ ло терпения в наших отношениях к другим, где оно непосредственно и проявляется как терпимость, толерантность, способность прощать. Не буду повторять в этой связи известные всем наставления Еванге­ лия; неоднократно уже упомянутый на предшествующих страницах опыт последнего столетия заставляет нас быть особенно бережными к людям, которые нас окружают, ценить в них начала света и добра, на какой бы почве они ни произрастали, терпеть не только их заблужде­ ния и слабости, но и их глубинную инаковость. При этом, чтобы наша толерантность к другому не оставалась только иллюзией, необходимо 28 д ------------------- Аевинас Э. Тотальность и Бесконечное // Левинас Э. Избранное: Тотальность и Бесконечное. - С. 238. 67

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz