Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : третьи Феодоритовские чтения, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 6-8 августа 2010 года / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Изд-во Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2011. – 303 с. : ил., цв. ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 3).
М алахов В. А. мне рассказать про мать, про жену и детей, про свою ферму, про свои поля... будешь мне говорить о том, что сейчас наполняет твоё серд це. В какой-то момент ты начнёшь уставать, тебе станет утомительно разговаривать, но ты ещё сможешь на меня смотреть. Тогда я возьму тебя за руку, и ты возьмёшь меня за руку, и мы будем так сидеть. Ты будешь лежать, молча глядя на меня, и я буду тоже глядеть тебе в глаза. В какой-то момент ты ещё больше ослабеешь, глаза твои закроются, и тогда у нас будет одна точка соприкосновения: я буду изредка пожи мать твою руку, чтобы ты знал, что я тут, а ты в ответ будешь пожимать мою. Так постепенно мы пройдём через врата смерти». Мы сидели так час-другой. Изредка он пожимал мою руку: тут я или нет? В ответ я пожимал его руку: да, я тут. В какой-то момент его рука открылась: он умер. В тот день я остро ощутил, насколько важно, когда человек уми рает, ему не остаться в одиночестве - не в том смысле, чтобы вокруг него толпились люди, что-то делали, но чтобы умирающий чувство вал: он не одинок. Пока он слышит, видит, - всё хорошо. Но в какой-то момент у него возникает потребность чувствовать твою руку. Когда он пожмёт твою руку, нужно ответить, чтобы он знал, что ты здесь, и только тогда его оставить, когда он отпустит твою руку, перестанет дышать, то есть будет уже мёртв. Я не знаю, насколько это осуществимо в обстановке больницы или хосписа, но если это возможно... - это надо делать. Притом совер шенно не обязательно, чтобы это делал священник, - это может быть любой человек, кто готов передать умирающему сознание, что он не оставлен. Тогда в момент смерти он, отпуская твою руку, будет знать, что нет разлуки...»27 Такой вот простой рассказ одного из светочей христианской мысли нашего времени. ...Оглядываясь на пройденный путь в нашем исследовании феноме на человеческих страданий, можно, думается мне, с достаточной уве ренностью говорить о том, что и страдание как таковое, и даже сама, порой возмущающая нас, очевидная бессмысленность, абсурдность тех или иных конкретных его проявлений имеют для человека стра- дающего некий высший учительный смысл. Опять-таки, не в наших возможностях раскрывать здесь этот смысл, хотя бы в основных его чертах, с притязанием на какую бы то ни было полноту. Однако в за вершение этого очерка хотелось бы привлечь внимание читателя, по крайней мере, к трём принципиальным аспектам значимости челове ческих страданий, особенно ярко выступающим на фоне нашей совре менности. Итак, во-первых, принципиально важно, что опыт страданий - раз умеется, страданий собственных - предстаёт для каждого как ничем 22 Антоний Сурожский, митрополит. «Друг друга тяготы носите». Беседа со священником Христофором Хиллом. Оксфорд. 27 мая 2001 года // Церковь и время. - 2001. - №4. - С. 49-50. 66
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz