Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : третьи Феодоритовские чтения, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 6-8 августа 2010 года / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Изд-во Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2011. – 303 с. : ил., цв. ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 3).
Малахов В. А. лом, в истоках своих вытекающих из Божьего промысла, но обязатель но несущих на себе отпечаток его, человека, собственной внутренней устремлённости основополагающих ценностей его бытия. И, например, вспоминая трагическую гибель АПРК «Курск», десять лет назад потрясшую Россию и мир и до сих пор отзывающуюся не затухающей болью в сердцах родных и друзей погибших моряков, не следует, мне кажется, усматривать в произошедшем какой-то специ альный замысел Божий, реализованный столь страшной ценою безвин ных человеческих жертв. Реалистичнее и, быть может, благочестивее допустить изначальную бессмысленность случившегося как следствия цепи тех или иных ошибок или горестного стечения обстоятельств, бессмысленность, побудившую многих и многих людей приложить усилия, дабы этот смысловой вакуум заполнить. Заполнить его обнов лённым чувством солидарности перед лицом общей беды, деятельным состраданием к потерпевшим, возрождением веры и патриотизма. Се годня уже можно утверждать с уверенностью, что трагедия, о которой идёт речь, сыграла свою роль в консолидации российского общества, в возврате к нравственным ценностям, казалось бы, окончательно дис кредитированным на торжище «лихих 90-х». Важно, однако, помнить, что всё могло сложиться и иначе - и хранить благодарность людям, оказавшимся способными откликнуться на приключившееся несча стье по-человечески. И если «всё происходящее с нами есть не что иное, как уроки воспитания от нашего Небесного Отца»20, то уроки эти, как у действительно хорошего педагога, менее всего напомина ют механическое натаскивание на «правильный» ответ: уважая в нас дарованную Им же свободу, Господь ценит и оценивает наши само стоятельные решения, споспешествует нам в творческом взыскании смысла, возможном лишь как восстание против видимой бессмысли цы бытия, бессмысленности и нестерпимости (для нас) страданий на ших ближних. В одном из своих интервью митрополит Антоний Сурожский с нео добрением отозвался о некоем настоятеле монастыря, который, узнав о том, что приведенные в монастырь дети-сироты по неведению не со блюдали пост в течение трёх дней, не допустил никого из них к Прича стию, сказав: «Запомните, дети: у Бога ничего просто так не бывает»21. Продолжая, как представляется, мысль владыки, хотелось бы сказать: как раз у Бога-то, быть может, «просто так» и бывает: «просто так» и «за так», сверх всякой меры - и любви, и благодати, и радости, и стра даний тоже. А вот как принять этот дар и как им распорядиться - это уже проблема человеческая, наша. Однако вернёмся к ситуации человека, присутствующего при стра дании своего ближнего, страдании, о котором, как мы уже видели, 2,1 Митрофан (Баданин), игумен. Неугасимая лампада «Курска», Кдесятилетию событий 12 августа 2(ХХ)года. - СПб.; Мурманск, 2010. - С .89. 21 Антоний Сурожский, митрополит. «Берегитесь, братья мои, священники!» // Церковь и время. - 1999. - №2. - С. 57. 60
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz