Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : третьи Феодоритовские чтения, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 6-8 августа 2010 года / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Изд-во Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2011. – 303 с. : ил., цв. ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 3).

Малахов В. А. лом, в истоках своих вытекающих из Божьего промысла, но обязатель­ но несущих на себе отпечаток его, человека, собственной внутренней устремлённости основополагающих ценностей его бытия. И, например, вспоминая трагическую гибель АПРК «Курск», десять лет назад потрясшую Россию и мир и до сих пор отзывающуюся не­ затухающей болью в сердцах родных и друзей погибших моряков, не следует, мне кажется, усматривать в произошедшем какой-то специ­ альный замысел Божий, реализованный столь страшной ценою безвин­ ных человеческих жертв. Реалистичнее и, быть может, благочестивее допустить изначальную бессмысленность случившегося как следствия цепи тех или иных ошибок или горестного стечения обстоятельств, бессмысленность, побудившую многих и многих людей приложить усилия, дабы этот смысловой вакуум заполнить. Заполнить его обнов­ лённым чувством солидарности перед лицом общей беды, деятельным состраданием к потерпевшим, возрождением веры и патриотизма. Се­ годня уже можно утверждать с уверенностью, что трагедия, о которой идёт речь, сыграла свою роль в консолидации российского общества, в возврате к нравственным ценностям, казалось бы, окончательно дис­ кредитированным на торжище «лихих 90-х». Важно, однако, помнить, что всё могло сложиться и иначе - и хранить благодарность людям, оказавшимся способными откликнуться на приключившееся несча­ стье по-человечески. И если «всё происходящее с нами есть не что иное, как уроки воспитания от нашего Небесного Отца»20, то уроки эти, как у действительно хорошего педагога, менее всего напомина­ ют механическое натаскивание на «правильный» ответ: уважая в нас дарованную Им же свободу, Господь ценит и оценивает наши само­ стоятельные решения, споспешествует нам в творческом взыскании смысла, возможном лишь как восстание против видимой бессмысли­ цы бытия, бессмысленности и нестерпимости (для нас) страданий на­ ших ближних. В одном из своих интервью митрополит Антоний Сурожский с нео­ добрением отозвался о некоем настоятеле монастыря, который, узнав о том, что приведенные в монастырь дети-сироты по неведению не со­ блюдали пост в течение трёх дней, не допустил никого из них к Прича­ стию, сказав: «Запомните, дети: у Бога ничего просто так не бывает»21. Продолжая, как представляется, мысль владыки, хотелось бы сказать: как раз у Бога-то, быть может, «просто так» и бывает: «просто так» и «за так», сверх всякой меры - и любви, и благодати, и радости, и стра­ даний тоже. А вот как принять этот дар и как им распорядиться - это уже проблема человеческая, наша. Однако вернёмся к ситуации человека, присутствующего при стра­ дании своего ближнего, страдании, о котором, как мы уже видели, 2,1 Митрофан (Баданин), игумен. Неугасимая лампада «Курска», Кдесятилетию событий 12 августа 2(ХХ)года. - СПб.; Мурманск, 2010. - С .89. 21 Антоний Сурожский, митрополит. «Берегитесь, братья мои, священники!» // Церковь и время. - 1999. - №2. - С. 57. 60

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz