Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : третьи Феодоритовские чтения, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 6-8 августа 2010 года / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Изд-во Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2011. – 303 с. : ил., цв. ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 3).
Проблема смысла страдания в контексте современного опыта зе чувствований Митеньки Карамазова просто, нераздельно и убеди тельно, формируя своего рода целостный образ жизни, преодолеваю щий беспричинность и бессмысленность чужого страдания («Отчего бедно дитё?»18) осмысленным приятием страдания собственного. Об раз этот, надо сказать, доселе сохраняет свою неотразимую привлека тельность для русской православной культуры. Разумеется, хочется верить, что в мире Божьем всё имеет свой смысл. Но если так, то, быть может, имеет свой смысл и очевидная бессмыс лица, и, в частности, явно лишённые смысла человеческие страдания также ниспосылаются нам не случайно? Ещё представители святоотеческой традиции неоднократно указы вали, что сама богооставленность может приобретать для человека спасительное и промыслительное значение. Вчастности, преп. Максим Исповедник, различая четыре вида богооставленности (богооставлен ность домостроительная, ради испытания, ради отеческого назидания и в силу отпадения от Бога), заключает их рассмотрение выводом о том, что все они «спасительны и преисполнены Божией Благости и Премудрости»19. Почему не помыслить то же самое и о видимой бес смысленности тех или иных испытываемых людьми страданий? Не со держит ли она в себе своего рода метасмысл - смысл высшего поряд ка, прообразующий сам характер задач, встающих перед человеком на его жизненном пути? Напомню, что человек, согласно христианскому воззрению, есть су щество, обладающее свободой воли. Наивно было бы полагать, буд то всё в его поведении фактически предопределено свыше. Это не так, потому-то он и должен нести ответственность за преступления, ошибки и глупости, совершённые по собственной воле. Однако где есть свобода, там вся полнота смысла не может быть предположена заранее: Еосподь по Своей благости оставляет человеку простор для его собственного смыслотворчества, более или менее совершенно го, доброго или дурного, - оставляет, если позволительно так выра зиться, своеобразные зоны бессмысленности, которые мы призваны заполнить собственными помыслами и делами, за каковые и несём ответственность. Так что, поистине нет оснований «инкриминировать» Богу злодея ния и ошибки, совершённые людьми, недостойно распорядившимися собственной свободой, - сколь бы ужасающи эти злодеяния ни были. Как свободное существо, человек сам должен отвечать перед Богом и людьми за свои поступки, сам —с упованием на помощь Божию - преодолевать затруднения, вытекающие из последствий собственных действий, сам - наполнять свою жизнь и деятельность искомым смыс 8 Там же. Максим Исповедник. Главы о любви // Максим Исповедник. Творения. Кн. 1. Аскетические и богословские трактаты. - М., 1993. - С. 144-145, 295-2%. 59
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz