Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : третьи Феодоритовские чтения, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 6-8 августа 2010 года / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Изд-во Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2011. – 303 с. : ил., цв. ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 3).

Проблема смысла страдания в контексте современного опыта зе чувствований Митеньки Карамазова просто, нераздельно и убеди­ тельно, формируя своего рода целостный образ жизни, преодолеваю­ щий беспричинность и бессмысленность чужого страдания («Отчего бедно дитё?»18) осмысленным приятием страдания собственного. Об­ раз этот, надо сказать, доселе сохраняет свою неотразимую привлека­ тельность для русской православной культуры. Разумеется, хочется верить, что в мире Божьем всё имеет свой смысл. Но если так, то, быть может, имеет свой смысл и очевидная бессмыс­ лица, и, в частности, явно лишённые смысла человеческие страдания также ниспосылаются нам не случайно? Ещё представители святоотеческой традиции неоднократно указы­ вали, что сама богооставленность может приобретать для человека спасительное и промыслительное значение. Вчастности, преп. Максим Исповедник, различая четыре вида богооставленности (богооставлен­ ность домостроительная, ради испытания, ради отеческого назидания и в силу отпадения от Бога), заключает их рассмотрение выводом о том, что все они «спасительны и преисполнены Божией Благости и Премудрости»19. Почему не помыслить то же самое и о видимой бес­ смысленности тех или иных испытываемых людьми страданий? Не со­ держит ли она в себе своего рода метасмысл - смысл высшего поряд­ ка, прообразующий сам характер задач, встающих перед человеком на его жизненном пути? Напомню, что человек, согласно христианскому воззрению, есть су­ щество, обладающее свободой воли. Наивно было бы полагать, буд­ то всё в его поведении фактически предопределено свыше. Это не так, потому-то он и должен нести ответственность за преступления, ошибки и глупости, совершённые по собственной воле. Однако где есть свобода, там вся полнота смысла не может быть предположена заранее: Еосподь по Своей благости оставляет человеку простор для его собственного смыслотворчества, более или менее совершенно­ го, доброго или дурного, - оставляет, если позволительно так выра­ зиться, своеобразные зоны бессмысленности, которые мы призваны заполнить собственными помыслами и делами, за каковые и несём ответственность. Так что, поистине нет оснований «инкриминировать» Богу злодея­ ния и ошибки, совершённые людьми, недостойно распорядившимися собственной свободой, - сколь бы ужасающи эти злодеяния ни были. Как свободное существо, человек сам должен отвечать перед Богом и людьми за свои поступки, сам —с упованием на помощь Божию - преодолевать затруднения, вытекающие из последствий собственных действий, сам - наполнять свою жизнь и деятельность искомым смыс­ 8 Там же. Максим Исповедник. Главы о любви // Максим Исповедник. Творения. Кн. 1. Аскетические и богословские трактаты. - М., 1993. - С. 144-145, 295-2%. 59

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz