Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : третьи Феодоритовские чтения, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 6-8 августа 2010 года / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Изд-во Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2011. – 303 с. : ил., цв. ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 3).
Проблема смысла страдания в контексте современного опыта Жертвы политики социальных экспериментов большевизма, породившей голод 1932—33 годов. Начиная с 1931 года в пяти областях СССР - в Западной Сибири, на Урале, на Средней и Нижней Волге имели место серьезные неурожаи. Однако самой тяжёлой ситуация была на Украине, Северном Кавказе и в Казахстане. Последующее катастрофическое развитие ситуации в стране стало следствием проведения бес человечной политики в отношении деревни, политических репрессий и ультраради кальных экономических реформ в конце 1920-х - начале 1930-х годов в СССР. и безоглядной. И вот такого рода деятельное сочувствие, в свою оче редь, уже никогда не бывает «тщетным». Однако оно базируется не на отвлечённых предположениях о конечном смысле страданий как таковых, а на остром чувстве уязвимости каждого индивидуального человеческого существа. Изложенные соображения Левинаса, на мой взгляд, заслуживают того, чтобы отнестись к ним со всей серьёзностью. В современной философской литературе едва ли отыщется другой автор, столь глу боко вникающий в сложнейшую ткань человеческой нравственности; не случайны постоянные упоминания в его работах другого великого знатока души человеческой - Ф.М. Достоевского. Да и не один толь ко Левинас, но и целый ряд других писателей, мыслителей недавнего времени, кое-кто из которых лично удостоился получить от «века- волкодава» (О. Э. Мандельштам) недюжинную пайку страданий, хлеб нуть прелестей лагерной жизни и т. п., упоминали в той или иной связи 0 т. н. негативном опыте - опыте, которого вовсе не должно было бы 53
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz