Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : третьи Феодоритовские чтения, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 6-8 августа 2010 года / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Изд-во Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2011. – 303 с. : ил., цв. ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 3).

Малахов В. А. дабы способствовать вразумлению человека и спасению его души; что страдание, таким образом, никогда не может быть ниспослано нам «сверх меры». Поэтому роптать на стра­ дание нельзя; признавая его неслучайность, его укоренённость в Божьем промысле, над­ лежит выносить его со смирением, настой­ чиво постигать и реализовывать его смысл. В отличие от древнего и новейшего стоицизма, христианство всегда учило не презирать стра­ дание, а воспринимать его как определённый жизненный урок. Утверждение принципиаль­ ной осмысленности страданий - общая пози­ ция христианской философско-богословской мысли вплоть до наших дней, позиция, во­ шедшая, как говорится, в плоть и кровь право­ славной культуры, православного понимания человеческой жизни. И здесь я вовсе не хотел бы смущать тех, кого означенная позиция удо­ влетворяет вполне, так, что никаких вопросов более не остаётся. Тем не менее, непосредственное нравствен­ ное чувство (которое, вообще говоря, редко ошибается, хотя зачастую может быть преврат­ но истолковано) нередко говорит нам имен­ но о бессмысленности, абсурдности, напрас- ности тех или иных человеческих страданий. Когда мы видим, как рядом с нами мучается беззащитное человеческое существо, напри­ мер, ребёнок, упомянутое непосредственное чувство наверняка подскажет нам, что в этот самый момент уместнее не читать ему наставления о смысле переносимых им мучений, а по­ пытаться его от них избавить. Разумеется, ребёнок - если перед нами ребёнок - может страдать и оттого, что его некто наказывает и, пред­ положим, наказывает по заслугам. Всё равно, даже если мы знаем или догадываемся об этом, факт нестерпимости чужих страданий должен оставаться для нас, как людей с совестью, изначальным, определяю­ щим. Как люди с совестью, мы поймём, почувствуем, что даже в слу­ чае страданий, по-видимому, вполне заслуженных, как-то нехорошо, не «по-Божески» обращаться к страдающему существу с увещаниями типа: «Пострадай, пострадай! Всё правильно! Авось твои страдания тебя чему-нибудь да научат!». Тем более - а таких случаев, согласитесь, в жизни немало, - когда вопрос о том, за что же и во имя чего стра' дает тот или иной человек рядом с нами, остаётся для нас самих без Когда мы видим, как рядом с нами мучается беззащит­ ное человеческое существо, например, ребёнок, непо­ средственное чувство на­ верняка подскажет нам, что в этот самый момент умест­ нее не читать ему наставле­ ния о смысле переносимых им мучений, а попытаться его от них избавить. Факт нестерпимости чужих стра­ даний должен оставаться для нас, как людей с сове­ стью, изначальным, опре­ деляющим. 50

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz