Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : третьи Феодоритовские чтения, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 6-8 августа 2010 года / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Изд-во Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2011. – 303 с. : ил., цв. ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 3).
Опыт страдания в православно-аскетической перспективе независимо от его свойств и деяний, дан образец и одновременно ис точник христианской любви, благодатной и принципиально сверхнор мативной, не ограничивающей себя никакими барьерами. У нас в Рос сии, в истории русского христианства, мы видим замечательнейший пример такой любви в служении русских старцев. Мы знаем, какою поразительно чуткой и действенной была помощь старцев в людских страданиях, насколько реально она продвигала человека к претворе нию своего страдания. Старцы времен гонений XX века. Подвижники Богоро- дице-Рождественской Глинской пустыни: схимитро- полит Серафим (Мажуга), схиархимандрит Андроник (Лукаш) и схиархимандрит Серафим (Романцов), ныне причисленные к лику святых Украинской Церковью. Раскрывающаяся здесь совместная, соборная икономия право славного отношения к страданию очень важна. Можно вспомнить в этой связи, что в двадцатом столетии - не в последнюю очередь, в силу его страшных событий и катастроф - проблема страдания стала одною из центральных проблем как религиозной, так и философской мысли. Она продумывалась и решалась с очень разных позиций, но безусловно преобладающим был взгляд, для которого страдание вы ступало как проблема изолированного сознания и одинокого, пре доставленного самому себе человека. Весьма влиятельный, глубоко разработанный пример такой трактовки страдания представил, в част ности, европейский экзистенциализм. Однако описанный нами взгляд 47
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz