Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : третьи Феодоритовские чтения, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 6-8 августа 2010 года / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Изд-во Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2011. – 303 с. : ил., цв. ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 3).
Хоружий С. С. Здесь мы уже постепенно переходим ко второму вопросу. Если пре творенное, одухотворенное страдание - это страдание, проникнутое и насыщенное любовью, - как можно достичь этой проникнутости? На это едва ли возможен простой и краткий ответ; сейчас мы лишь попробуем обозначить некоторые вехи. Прежде всего, очевидно, что здесь заведомо нет и не может быть формальных правил, инструкции, общего рецепта. Подвизаясь в претворении страдания, страждущий христианин выходит за пределы своего индивидуального мира, рас ширяя свой опыт сверхиндивидуальными, интерсубъективными вос приятиями, на которых зиждется опыт любви. Эти восприятия при надлежат сфере личного общения, и, как таковые, они уникальны и непредсказуемы, непрограммируемы. Опыт любви никогда не может иметь ни регламентированного наперед хода, ни гарантированного успешного исхода, ибо они, эти ход и исход, зависят от внутренней реальности данного, единичного страждущего человека, от всей его неповторимой ситуации. Отсюда ясна и другая важная особенность. Претворение страдания в страдание промыслительное и духоносное не может вменяться страж дущему как обязанность, точно так же как в подвиге достижение его вершины, обожения, не может вменяться в обязанность подвижнику. Эта параллель с подвигом содержательна и может быть продолжена. Страждущий стремится к претворению страдания, как подвижник к обожению; однако стремление и того и другого осуществляется в та кой стихии, где заведомо невозможно продвижение, расчисленно и предопределенно достигающее намеченной цели. Впретворении стра дания, благодаря наличию опыта любви, также происходит размыка ние человека, и в нем также необходимо присутствие и действие бла годати (хотя формы ее присутствия и пути ее стяжания страждущим требуют отдельного тщательного раскрытия). И, наконец, как прохож дение подвижником ступеней Лествицы нуждается в определенном участии аскетического сообщества, так и в претворении страдания очень существенно участие и содействие ближних, существенна по мощь сострадания. Христианское сострадание - это общение любви, в котором совершается совместное вхождение со страждущим в иконо- мию любви Христовой, что есть и икономия Его страданий и жертвы. Это совместное вхождение и восхождение, черпающие путеводную поддержку в опыте мучеников и святых, - та высшая форма, которую принимает общение любви, когда участники общения соединены при надлежностью к Церкви. Особым его отличием является опять-таки нерегламентируемость, ненормативность, а точнее - сверхнорматив ность человеческого участия и сострадания, которую они обретают благодаря приобщению к искупительной любви Христа. В священном событии Искупления, которое распространяется на всех, на каждого 46
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz