Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : третьи Феодоритовские чтения, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 6-8 августа 2010 года / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Изд-во Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2011. – 303 с. : ил., цв. ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 3).

Хоружий С. С. Здесь мы уже постепенно переходим ко второму вопросу. Если пре­ творенное, одухотворенное страдание - это страдание, проникнутое и насыщенное любовью, - как можно достичь этой проникнутости? На это едва ли возможен простой и краткий ответ; сейчас мы лишь попробуем обозначить некоторые вехи. Прежде всего, очевидно, что здесь заведомо нет и не может быть формальных правил, инструкции, общего рецепта. Подвизаясь в претворении страдания, страждущий христианин выходит за пределы своего индивидуального мира, рас­ ширяя свой опыт сверхиндивидуальными, интерсубъективными вос­ приятиями, на которых зиждется опыт любви. Эти восприятия при­ надлежат сфере личного общения, и, как таковые, они уникальны и непредсказуемы, непрограммируемы. Опыт любви никогда не может иметь ни регламентированного наперед хода, ни гарантированного успешного исхода, ибо они, эти ход и исход, зависят от внутренней реальности данного, единичного страждущего человека, от всей его неповторимой ситуации. Отсюда ясна и другая важная особенность. Претворение страдания в страдание промыслительное и духоносное не может вменяться страж­ дущему как обязанность, точно так же как в подвиге достижение его вершины, обожения, не может вменяться в обязанность подвижнику. Эта параллель с подвигом содержательна и может быть продолжена. Страждущий стремится к претворению страдания, как подвижник к обожению; однако стремление и того и другого осуществляется в та­ кой стихии, где заведомо невозможно продвижение, расчисленно и предопределенно достигающее намеченной цели. Впретворении стра­ дания, благодаря наличию опыта любви, также происходит размыка­ ние человека, и в нем также необходимо присутствие и действие бла­ годати (хотя формы ее присутствия и пути ее стяжания страждущим требуют отдельного тщательного раскрытия). И, наконец, как прохож­ дение подвижником ступеней Лествицы нуждается в определенном участии аскетического сообщества, так и в претворении страдания очень существенно участие и содействие ближних, существенна по­ мощь сострадания. Христианское сострадание - это общение любви, в котором совершается совместное вхождение со страждущим в иконо- мию любви Христовой, что есть и икономия Его страданий и жертвы. Это совместное вхождение и восхождение, черпающие путеводную поддержку в опыте мучеников и святых, - та высшая форма, которую принимает общение любви, когда участники общения соединены при­ надлежностью к Церкви. Особым его отличием является опять-таки нерегламентируемость, ненормативность, а точнее - сверхнорматив­ ность человеческого участия и сострадания, которую они обретают благодаря приобщению к искупительной любви Христа. В священном событии Искупления, которое распространяется на всех, на каждого 46

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz