Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : третьи Феодоритовские чтения, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 6-8 августа 2010 года / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Изд-во Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2011. – 303 с. : ил., цв. ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 3).

Опыт страдания в православно-аскетической перспективе дания. Уже и в Новом Завете, оно, хотя и не присутствует явно, как термин, но служит основою отношения к скорбям и страданиям (ср., напр.: «Печальны будете, но угечаль ваша в радость будет. Женщина, когда рождает, терпит скорбь... но когда родит младенца, уже не пом­ нит скорби от радости» (Ин. 16, 20-21); «Печаль ради Бога произво­ дит... покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть» (2Кор. 7,10) и др.). В аскетическом дискурсе2, а за ним и во всей сфере христианского душепопечения, христианской психологии, принцип претворения последовательно выступает центральной рабочей уста­ новкой христианской культуры чувств. Одно из первых упоминаний этого принципа мы встретим уже и в «Лествице»: «Божие заступление есть обновление души, подавленной печалию, и оно чудным образом претворяет болезненные слезы в неболезненные» (7,55). Попытаемся дать самое краткое описание этого благодатного претворения. Прежде всего, аскетическая антропология обрисовывает и настой­ чиво подчеркивает ту двойственную, амбивалентную структуру фено­ мена страдания, в рамках которой совершается претворение. Есть два облика страдания, и претворение - это переход от одного из них к другому. Облик первый - это страдание в его сырой эмпирической реальности, как боль телесная и душевная, невыносимые ощущения, нарушение и невозможность нормальной жизни, утрата тех или иных необходимых слагаемых существования. От этого облика идут пря­ мые выходы, следствия к самым разным губительным, негативным яв­ лениям: к опустошенности, ожесточению, озлоблению, к отчаянию, к искажению видения мира, нарушению связей с ближними. Возникает опасность изоляции, замыкания в своем страдании, отсюда - дефор­ мации сознания и личности, а в конечном итоге - их разрушения. Другой же облик во многом противоположен. Как издавна описыва­ лось в духовной литературе, страдание может оказаться духовной воз­ можностью, послужить побудительным толчком, материалом, ареной для духовного углубления страждущего человека. В его опыте есть ду­ ховно поучительные, душеполезные элементы, оно может быть оду­ хотворенным и промыслительным, т. е. направляющим человека по пути духовного восхождения. «Когда человек находит в себе силы со­ гласиться на испытание, посылаемое Богом, он делает этим огромный шаг вперед в своей духовной жизни... Страдания имеют положитель­ ную силу и смысл... Они заставляют человека открыть глаза на себя и мир, обращают его к Богу», - пишет уже упомянутый нами о. Алек­ сандр Ельчанинов3. А у известного христианского апологета минувше­ го века Клайва Аьюиса можно найти такой афоризм: «Страдание - ме­ Дискурс - сложное коммуникативное понятие, включающее в себя как сами тексты, посвященные той или иной области человеческой жизни и знаний, так и все сопутствующие факторы: восприятие мира участниками, их мнения, установки, цели, стоящие перед ними, и прочее, необходимое для адекватного понимания этих текстов. (Прим. ред.) Священник Александр Ельчанинов. Записи. М., 1996. С. 23,94. 43

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz