Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : третьи Феодоритовские чтения, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 6-8 августа 2010 года / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Изд-во Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2011. – 303 с. : ил., цв. ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 3).

Игумен М итрофан (Баданин) и кровать приделаны к стене. На кровати тоненький волосяной матрас и две грязные подушки. Через несколько минут я услышала, как поворачи­ вали ключи в двойных или тройных замках огромной железной двери, и вошел какой-то ужасный мужчина с черной бородой, с грязными руками и злым, преступным лицом, окруженный толпой наглых отвратитель­ ных солдат. По его приказанию солдаты скинули тюфячок с кровати и вторую подушку, и потом начали срывать сменя образки, кольца. Этот субъект заявил мне, что он здесь вместо министра юстиции и фамилия его Кузьмин, он бывший каторжник, пробывший на каторге в Сибири 15 лет. <...> Я сильно голодала. Два раза в день приносили полмиски какой-то бур­ ды, вроде супа, в которую солдаты часто плевали, кидали стекло. Часто от него воняло тухлой рыбой, так что я затыкала нос, проглатывая немного, чтобы только неумереть от голода... Ни разу за все эти долгие месяцы мне не разрешили передать пищу из дома. с... > Жизнь наша была медленной смертной казнью. Я никогда не раздева­ лась и спала по 4 часа, укрываясь своим пальто. Было очень холодно от мокрого пола и стен. <... > Просыпаясь, я грелась в единственном теплом уголке камеры, где снаружи видимо была печь: часами простаивала я на своих костылях, прислонившись к этой сухой стене. <...> Главный мучи­ тель Трубецкого бастиона - «доктор Серебрянников». Он обходил ка­ меры почти каждый день. Толстый, со злым лицом и огромным красным бантом на груди. Он сдирал с меня при солдатах рубашку, нагло и грубо глумясь...», (сс. 172-174) Еще будучи в Петрограде, Анна дала обет Богу, что если они с мамой выживут и окажутся в Финляндии, то она пострижется в монахини. В декабре 1920 года Вырубовой удалось вместе с матерью нелегально перебраться в Финляндию, однако действующий в то время на терри­ тории Финляндии Свято-Троицкий Линтульский женский монастырь (рядом с г. Терийоки - ныне Зеленогорск) не мог взять ее в свои на- сельницы из-за инвалидности Анны. Тем не менее, свой обет пред Господом Анна выполнила. Это осуще­ ствилось 14 ноября 1923 года на Валааме, в Смоленском скиту. Ее мона­ шеский постриг, с именем Мария, был совершен настоятелем Валаам­ ского монастыря игуменом Павлином, духовником ее стал валаамский старец иеросхимонах Ефрем (Хробостов). Постриженная «в тайную монахиню», Мария продолжила жить в миру, исполняя монашеские обеты при приходской церкви. Монахиня Мария (Танеева), по воспоми­ наниям, жила уединенно, избегая людского общения и посвящая свою жизнь молитве, она послужила Господу в иноческом сане 38 лет. 38

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz