Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : третьи Феодоритовские чтения, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 6-8 августа 2010 года / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Изд-во Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2011. – 303 с. : ил., цв. ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 3).

Путь страданий со Христом себе того самого пути крестоношения, и всяческое уклонение от со­ блазна «сойти с Креста». Это есть принятие с верою в своем сердце недвусмысленных слов Божьего определения: «горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалче- те» (Лк.6,24). Несколько упрощая можно утверждать, что существует лишь два варианта развития событий в жизни человека, вставшего на путь спа­ сения. Либо добровольная нищета, терпение невзгод, всяческое утес­ нение плоти - царский путь, по которому шли подвижники веры с са­ мых первых веков христианства, либо придется принять неумолимые уроки Божьи, и идти по пути спасения через скорбные обстоятельства жизни и болезни. Жития святых Крайнего Севера Руси оставили нам удивительно яр­ кие примеры успешной реализации этих вариантов Промысла Божье­ го о спасении человека. IV. Так, например, преподобный Феодорит, просветитель Кольский, всю свою жизнь, «от младых ногтей», всячески утеснял и смирял «греш­ ную плоть свою», следуя «тесными вратами и узким путем, ведущими в Жизнь» (Мф. 7,13). С семи лет он занимается переписыванием книг при Ростовском монастыре Иоанна Богослова. В одиннадцать лет он уже послушник на Соловецких островах. В двенадцать - принимает постриг с именем Феодорита. В течение восемнадцати лет пребывает в послушании у «многолетнего и угремудрого» Соловецкого старца Зо- симы, «восходя ко преподобию по ступеням добродетелей»2, а затем на двадцать лет уходит на «богомыслие и молчание» в Лопарские пустыни. Крестит языческие народы Крайнего Севера, создает лопарскую азбу­ ку, основывает монастыри и церкви. Стоит у истоков Российской дер­ жавной государственности, исполняя важнейшие дипломатические поручения царя Иоанна Грозного. Глубоким старцем, уже в возрасте девяноста лет, он продолжает свою апостольскую миссию на Крайнем Севере, окормляет Кандалакшский и Печенгский монастыри, не забывая и крещеных им лопарей, при этом «не щадяще ни старости, ни немощного тела, сокрушенногомногими летами и великими трудами». «Воисупину сиеудивления достойно, - справедливо за­ мечает князь Андрей Курбский, - как в такой старосупи и такие неудобные и жестокие пути претерпевал. Леупом плавающе по морю, зимой на прыт- кошествующих оленях ездяще, по непроходным пустынямЛоушрским». И далее Курбский делает верное заключение о роли скорбей и стра­ даний в формировании истинного угодника Божьего: «Какие храбрые Здесь и далее о Феодорите: Курбский Андрей. История о Великом князе Московском // Памятники литературы Древней Руси. 2 пол. XVI в. М., 1986. С. 326-344. 29

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz