Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : третьи Феодоритовские чтения, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 6-8 августа 2010 года / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Изд-во Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2011. – 303 с. : ил., цв. ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 3).
Духовное служение врача в современном мире торыми всегда славилась наша русская медицина. Врач, утративший высоту сердечного, сочувственного отношения к больному, рассма тривает его, скорее, как отстраненный объект, как «случай в практике» и подчас наиболее заинтересованно - как источник своего дохода. Подобное положение явилось следствием того, что уже многие по коления врачей, воспитываясь в атеистическом духе, видели свою профессиональную задачу лишь в реализации способностей своей личности, которая и есть гарант исцеления человека. В этом состоя нии обращение к Богу, призывание помощи от Господа - практически исключено. Не будем обольщаться, что в предреволюционной России ситуация с духовной составляющей во врачебной среде была идеаль ной. Если изначально в России и в иных странах христианской евро пейской цивилизации клятва врача начиналась словами: «Да будет благословен Бог...», то к началу XX века врачи России духовно сосре дотачивались уже на иных приоритетах: «я даю обещание не помра чать чести сословия, в которое ныне вступаю». В наше время Клятва Российского врача (1999 года), все еще назы ваемая «клятвой Гиппократа», гордо возвещает: «Я клянусь!..» Хотя Священное Писание предупреждает: «Прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою» (Иак. 5,12). Такое горделивое «Я», не знающее Бога, входит в человека незамет но вместе с «клятвой Гиппократа» и формирует ложное представле ние, что именно он, а не Бог, определяет судьбы людей, решает во просы жизни и смерти. Бывает, что вокруг мастера-врача, успешно выполняющего операции на жизненноважных органах, складывается атмосфера «обоживания», возникает некий ореол «спасителя». И он начинает, действительно, мыслить как «бог»: «Я вам помогу! Я вас спа су!». Не Бог через меня, а «Я» сам. И эта подмена заслоняет Бога от больного, водимого таким врачом, лишает его спасительного искания и обращения к Богу. Надо сказать, что даже в богоборческий коммунистический период, при отрицании религиозной духовности, нравственное отношение к больному было более высоким. В те времена здоровье не было лич ным делом каждого, оно являлось достоянием государства. В меди цине того периода было развито лечебно-профилактическое направ ление, когда состояние здоровья периодически проверялось, болезнь могла быть выяснена в своей начальной стадии и успешнее поддавать ся лечению. На фабриках, заводах, предприятиях и организациях су ществовали медицинские кабинеты. Были доступны для взрослых и детей санатории, дома отдыха, пансионаты, профилактории и лагеря отдыха. Медицина была бесплатной и нестяжательной. Сегодня же в нашем либеральнодемократическом обществе положение в здраво охранении значительно хуже: духовное и нравственное отношение к больному предается забвению, а рыночное поставлено в основу само 249
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz