Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : третьи Феодоритовские чтения, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 6-8 августа 2010 года / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Изд-во Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2011. – 303 с. : ил., цв. ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 3).

Зайцева Л. Е. Итак, уважай наречие каждого места и не презирай человека из-за гру­ бого наречия, - как из-за грубой одежды. Помни, что ты сам некогда говорил тем же наречием. Простые, необразованные люди - дети: все у них безыскусственно, просто: наречие, одежда, пища, питье»12. Для о. Иоанна Феодора Власьевна была примером благочестия и сердеч­ ных добродетелей и, судя по всему, оказала на него значительное ду­ ховное влияние: «О, какая смиренная мать моя! Как она даже предо мною смиряется! И как надо мне пред нею смиряться! Ибо она при­ мер для меня. Если бы она держала себя предо мною с важностию, как мать: и тогда бы я должен был смиряться пред нею как сын, как рож­ денный и вскормленный ею. Но она держит себя предо мною очень кротко и смиренно! Притом честь, оказываемая отцу и матери, вос­ ходит к Богу, создавшему нас чрез них. Тем паче надо почитать их! Мать моя, простая женщина, обладает простосердечием, которого я, ученый и священник, не имею. Она говорит мне простосердечно: здравствуй, дитятко, прощай, дитятко, благодарю, дитятко, а я не могу без насилия себе сказать: здравствуй, мамаша, прощай, мамаша, бла­ годарю, мамаша: я одержим лукавством гордыни. Господи! даждь мне простосердечие!»13 Многие темы, которых касается о. Иоанн в дневниковых записях, особенно важны для священников: это и отношения со священнонача­ лием, с братией Собора, с причетниками, прихожанами и благодетеля­ ми, это и священнический молитвенный труд, и служение пастве. Эти записи издательство «Отчий дом» издает отдельными сборниками: «Священнику», «О молитве» и т. д. Но в рамках доклада мы коснулись только того круга тем, который важен для любого мирянина. Итак, Дневник Кронштадтского пастыря, этот уникальный, почти современный нам памятник христианской письменности, дает воз­ можность прикоснуться к обыденной жизни праведника и увидеть простое и человечное лицо великого чудотворца. Он становится бли­ же нам, грешным, несущим житейский крест, - мы видим, что он нас понимает, поскольку своим опытом дознал и тяготы семейной жизни, и непонимание самых близких людей, и борьбу с собственными стра­ стями. Приближаясь к нам, образ праведника не теряет своего вели­ чия, но делает вершину более доступной: мы видим, что путь к ней лежит не через непосильные подвиги, но через сердечное покаяние и видение своих малейших грехов, в постоянной внутренней молитве ко Христу, в труде над собою, чтобы приобрести любовь ко всем, и - конечно - через участие в Литургической жизни Церкви, в приобще­ нии Святых Таин Христовых, причастником которых отец Иоанн был почти ежедневно. 12 Дневник, 1866 г., ф. 1067, дело 11, лист 30 11 Дневник, 1866 г., ф. 1067, дело 11, лист 31 об. 230

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz